ИЗДАЁТСЯ С 1931 ГОДА

+7 (495) 541-24-12
Главная » Новости » РЕЦЕПТЫ И РЕКОРДЫ РЫЦАРЯ ОГНЯ

РЕЦЕПТЫ И РЕКОРДЫ РЫЦАРЯ ОГНЯ

В канун 80-летия Великой Победы восемь наших участников войны стали почетными гражданами Ленинского городского округа. Один из них – бывший машинист коксовыталкивателя Московского коксогазового завода (МКГЗ) Михаил Никитович Доля, которому скоро исполнится 98 лет.

Во многом благодаря его умению работать с полной отдачей и вдохновлять других коксогазовый завод много лет был лучшим предприятием в отрасли. Михаил Доля создал отличную бригаду, опыт которой был представлен на главной выставке страны – ВДНХ СССР. Как и чем живет почетный гражданин сегодня, в канун своего 98-летия, это решила выяснить редакция нашей газеты.

– Михаил Никитович, в день рождения вам обычно звонят с родины или к вам приходят ветераны с завода, в День города Видное и Ленинского городского округа мы видим вас около «Искры». А как сегодня настроение?

– Переживаю. А как не переживать, если идет специальная военная операция? Невольно вспоминаю о Великой Отечественной… В 1941-м я окончил 6-й класс. Уже 1 июля над моим селом появились самолеты с крестами. Так кончилось у меня детство… Помню, как отец тогда нам сурово сказал: «Ошибетесь в жизни – прощу, но, если измените Родине – убью, как Тарас Бульба убил сына».

И суровое отцовское слово Михаил помнил, когда служил в армии, в отряде особого назначения, в отдельном батальоне Управления коменданта города Москвы...

ПО КОМСОМОЛЬСКОЙ ПУТЕВКЕ

– А вы помните, как пришли на МКГЗ?

– А как же! Когда служил в армии, прочитал в газете обращение комсомольцев Магнитогорска ко всей молодежи – идти работать на предприятия металлургической промышленности. Идея запала в душу. Однажды на глаза попалось объявление: «Московскому коксогазовому заводу требуются...». Демобилизовавшись, получил комсомольскую путевку на завод и вместе с другом Бурмистровым поехал в Видное...

– А как познакомились с директором Гаевским?

– Так случилось, что в первый день. Подходя к заводоуправлению, мы увидели подъезжающую «Волгу». Из нее вышел крупный мужчина. «Вы не парторг? А то мне парторг нужен», – спросил я. – «Нет, я директор завода».

Узнав о цели визита вчерашних солдат, директор пригласил нас в свой кабинет. Посмотрев на сержантские лычки, Павел Фёдорович решил дать мне должность начальника караула. Но я твердо ответил: хочу на производство. После этих слов отношение директора явно потеплело. И он предложил выбирать любой цех, какой понравится. Понравились все, поэтому спросили совета Павла Фёдоровича. «Идите в коксовый», – сказал директор. Так определилась моя дальнейшая жизнь. Ну а вторым человеком после Гаевского, который сыграл большую роль в моей рабочей судьбе, был Пётр Кириллович Тесля, в то время начальник коксового цеха... Когда 4 июня 1952 года я пришел в цех, тот, встретив меня, испытующе посмотрел и сказал:

– Работа, между прочим, тяжелая. Пока еще вредная. Осилишь?

– Как-нибудь! – весело ответил я. – Не боги горшки обжигают.

– Как-нибудь будешь дома огород городить, – прервал меня Тесля. – Здесь все надо делать точно, четко, строго по графику. Не знаю, как насчет горшков, а кокс боги обжигают, авторитетно тебе говорю. Потому что, если человек ремесло знает в совершенстве, он и есть Бог в своем деле.

Этот разговор запомнился мне на всю жизнь.

– Ну а что удивило?

– Удивился тому, что даже на «горячем» производстве работало немало женщин. Это были дети войны, прибывшие из разных регионов страны. Они видели войну своими глазами и потому очень ценили мирную жизнь. Несмотря на трудности быта и грубую спецовку, все они по-своему были красивы. Эту красоту придавали им улыбка, радость оттого, что они работают на одном из крупнейших предприятий Подмосковья, и ожидание дня, когда они получат квартиру с удобствами.

– И вы до сих пор помните тех, с кем работали?

– На хороших людей мне везло. Моими друзьями стали известные люди завода: Иван Бельченко, Михаил Бодров, Александр Долженко, Михаил Козочкин, Виктор Кузьмин, Иван Подвязкин, Алексей Тесленко, Пётр Тес- ля, Пётр Сидоров. Ну а среди женщин тоже было немало передовиков: Зоя Белитова, Лидия Ларина, Екатерина Мохова, Валентина Николаева, Лидия Утолина... Все они отличались надежностью, не имели прогулов и аварий, пользовались авторитетом в смене и в цехе.

МЕТОД ДОЛИ

– Заступив на вахту в июне 1954 года, вы два года работали в смене дверевым, а затем, освоив новую профессию, более 36 лет трудились машинистом коксовыталкивателя в смене № 3. Рассказывая о вас, как о металлурге – «рыцаре огня», журналисты упоминали «метод Доли». Но такого термина нет, и молодежь плохо представляет, что это такое...

– Готовых рецептов в нашем деле не существует. Составные части этого метода стары – дисциплина, техническая подготовка, организация труда и моральный климат. Ничего неожиданного. Когда в 1970-е годы директор завода Гаевский развернул модернизацию производства, я старался поддержать его инициативу. Моя бригада стала пионером освоения метода бездымной загрузки печей. Шаг за шагом мы осуществляли механизацию трудоемких процессов. И в 1975 году главная выставка страны – ВДНХ СССР – пригласила нас в экспозицию павильона «Металлургия».

Нас наградили дипломом почета и ценными подарками – «за участие во внедрении новой системы гидравлического управления стояками и клапанными коробками на верху коксовых печей, что позволило ликвидировать тяжелый ручной труд и повысить производительность труда на 50 процентов». Эта работа была частью широкого плана модернизации основных технологических процессов МКГЗ. Решением коллегии Минчермета СССР и президиума ЦК профсоюза рабочих металлургической промышленности моя бригада была признана победителем во Всесоюзном соревновании и награждена почетным вымпелом Министерства и ЦК профсоюза. А в 1976 году, в честь 25-летнего юбилея завода, министр черной металлургии СССР премировал меня автомобилем «Москвич», но я счел справедливым продать машину, а вырученные деньги распределить между членами смены. Позже мне вручили вторую машину.

Как бригадир, я старался, чтобы коллектив работал без замечаний даже в мое отсутствие. 14 раз моя бригада выходила победителем во Всесоюзном соревновании. Это ли не лучшее подтверждение «метода Доли»?! Я был инициатором многих начинаний, в частности увеличения срока службы коксовых батарей, что с успехом удалось.

«СПАСИБО ЗА ЗАБОТУ!»

– Михаил Никитович! Вы активно участвовали в общественной жизни: не раз избирались депутатом Видновского городского и Московского областного Советов депутатов трудящихся. До недавнего времени, как ветеран, приходили на завод, встречались с молодежью... И сегодня вы в курсе того, что происходит в стране, в Подмосковье и на малой родине. Можете оценить работу руководителей?

– Я по-прежнему считаю распад СССР, к которому привели Горбачёв и Ельцин, большой трагедией не только для русского, но и других народов. Положительно оцениваю действия нынешнего Президента России Путина, его действия по защите русских на Донбассе. Если бы не его инициатива, наверняка произошло бы нападение на Крым и Восточную Украину.

На региональном и окружном уровне вижу, что наши руководители немало делают. Губернатор Андрей Воробьёв, главы территорий стремятся вывести регион в лидеры. Как когда-то старались Василий Конотоп, Николай Овсянников, Александр Агеев, Василий Голубев...

Спасибо, не забывают и о «третьем поколении»: несколько лет назад ветеранам области сделали бесплатный проезд на транспорте, для многих – доплату. Для пенсионеров, кто хочет прибрести специальность, стали устраивать бесплатные курсы... Меня постоянно навещают работники родного завода, а недавно позвонили из администрации и сказали: глава Ленинского городского округа Станислав Каторов хочет прийти и поздравить меня с днем рождения. Раз не забывают ветеранов – значит, хотят, чтобы жизнь у всех была видной, счастливой.

Михаил Доля награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Ему присвоены звания «Почетный металлург СССР», «Заслуженный металлург РСФСР», он награжден орденом Ленина, пятью знаками трудовой доблести и славы и ценными подарками, 20 почетными грамотами МКГЗ, Минчермета и ЦК профсоюза СССР.