Подвиг Ленинграда
Город выстоял несмотря ни на что
У времени своя память – история. И сколько бы лет ни прошло, подвиг защитников Ленинграда останется образцом беспримерного подвига, мужества, стойкости, несгибаемой воли к победе сыновей и дочерей нашего Отечества в дни суровых испытаний. Ленинград выстоял – и вся страна поверила в близость Великой Победы.
В гитлеровской директиве № 21, известной как план «Барбаросса», нападение на СССР предусматривалось тремя группами армий по трем основным направлениям: группа армий «Север» на Ленинград, ГА «Центр» на Москву и ГА «Юг» на Киев. Захватывать Москву предполагалось только после захвата Ленинграда и Кронштадта. Уже в директиве № 32 от 11 июня 1941 года Гитлер определял время завершения «победоносного похода на Восток» на конец осени.
Ленинград был вторым по значению городом в СССР с населением около 3,2 млн человек. Он давал стране почти четверть от всей продукции тяжёлого машиностроения и треть продукции электротехнической промышленности. Примерно 75% выпускаемой продукции приходилось на оборонный комплекс.
Потеря Ленинграда означала бы для Советского Союза не только потерю мощного военно-промышленного кластера с уникальными производствами, но и потерю Балтийского военно-морского и огромного торгового флотов, а в перспективе также всех северных территорий и выхода в Северный Ледовитый океан.
В соответствии с планом «Барбаросса» после взятия Ленинграда войска группы армий «Север» должны были развернуться в направлении Москвы...
8 сентября солдаты группы «Север» захватили город Шлиссельбург (Петрокрепость), взяв под контроль исток Невы и блокировав Ленинград с суши. С севера город блокировали финские войска. Были разорваны все железнодорожные, речные и автомобильные коммуникации. Сообщение с Ленинградом теперь поддерживалось только по воздуху и Ладожскому озеру.
Начался отсчет 900 дней голода, холода, смерти, но и беспримерного мужества, массового героизма жителей и защитников. Перед входом на самое большое в городе Пискарёвское кладбище мраморная доска напоминает пришедшим: с 8 сентября 1941 года по 22 января 1944-го на город было сброшено 107 158 авиабомб, выпущено 148 478 снарядов, убито 16 744 человека, ранено 33 782, умерли от голода 641 803.
С 20 ноября 1941 года жители города получали всего 250 граммов хлеба по карточке рабочего и 125 граммов – по карточке служащего и детской. В том хлебе было только 40% муки. В феврале 1942 года каждые сутки умирало больше 3 тыс. горожан. Но каждый труженик был бойцом. За годы блокады они вырыли 700 км противотанковых рвов, 27 тыс. км открытых окопов, установили 635 км проволочных заграждений, с весны 1942 года заготавливали запасы леса и торфа.
Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Детали для мин, оптических прицелов выпускал вставший к станку в 16 лет будущий житель г.Видное Борис Казанцев.
Отстоять город ленинградцам помогала вся страна. В обороне и освобождении города участвовали десятки жителей Ленинского района.
С первых дней войны защищал Ленинград Семён Алышев, служивший на миноносце «Гневный» и эсминце Стройный». Медаль «За оборону Ленинграда» стала первой из его боевых наград.
Небо осаждённого Ленинграда прикрывал в составе 40-го зенитно-артиллерийского полка видновчанин Сергей Порешин – командир расчета 85-мм зенитной пушки.
Командир взвода 76-мм противотанковой пушки Виктор Перепелов участвовал в прорыве блокады на Волховском фронте. Бои были упорные, враг создал в болотах мощные сооружения, каждое из которых приходилось буквально взламывать. Зато какое было ликование, когда войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились!
Алексею Ивлеву из пос. Расторгуево и Василию Пурину из дер. Тарычёво довелось обслуживать Ладожскую ледовую трассу – «Дорогу жизни». Вражеские авиабомбежки, жгучий мороз, ледяные торосы, коварные промоины... Ничто не могло остановить отважных военных шоферов – трасса действовала бесперебойно.
12 января 1943 года началась операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда. Уже к концу первого дня наступления войска 67-й армии захватили два плацдарма на берегу Невы. Утром 13 января 330-й стрелковый полк овладел юго-западной окраиной Шлиссельбурга. За 18 дней были проложены 33 км железной дороги Шлиссельбург – Поляна, и утром 7 февраля ленинградцы встретили первый состав с Большой земли.
Через год после прорыва блокады, 14 января 1944 года, войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление. 27 января были перерезаны важнейшие коммуникации противника. С освобождением Пушкина, Гатчины, Любани, Чудова, Октябрьской железной дороги блокада Ленинграда была полностью снята, а к началу марта врага отбросили от города примерно на 250 км.
Алексей ПЛОТНИКОВ, историк-краевед
Из воспоминаний Степана Фёдоровича Войцеховича (г. Видное), полковника медицинской службы:
– После Ленинградской военно-медицинской академии коллеги изредка называли меня «академиком». Это «звание» закрепилось за мной до конца войны после одной операции...
Помню, на операцию мне привезли Владимира Шуцкого, которому в бою раздробило ногу – требовалась ампутация. Но земляк не хотел оперироваться, ведь это означало, что он станет инвалидом... И я пошел бойцу навстречу: промыл рану, обколол противостолбнячной сывороткой...
Как-то приехал я домой на побывку. У хаты собрались родственники. И вдруг чей-то крик заставил всех повернуть головы в сторону поля. По кромке загуменья, прихрамывая, бежал мужчина и повторял одни и те же слова: «Я – на своей ноге! Я – на своей ноге!». На подворье поставил грибную корзину с гостинцем, кинул шапку о землю, радостно бросился в объятия...
– Война застала моего папу в Ленинграде, где проходил срочную службу. До сих пор в семейном архиве хранится письмо, которое он написал отцу 22 июня 1941 года, уходя на фронт: «Чувствую в себе силы русские...». Он принимал участие в обороне колыбели революции; дивизия, в которой он воевал, не позволяла вплотную приблизиться к городу на Неве и начать его штурм. Каждый день массированный огонь врага уносил десятки бойцов... Но красноармейцу Якуничеву повезло. Он остался жив.
Из воспоминаний краеведа Людмилы Якуничевой, дочери А.И. Якуничева, после войны почти 20 лет руководившего районной газетой «Ленинец» (ныне «Видновские вести»).