ОБУЗДАТЬ ЖЕЛЕЗНОГО КОНЯ
О механиках простым любителям мотобола мало что известно, они остаются в тени побед известного на всю Европу клуба «Металлург», который за 52 года неоднократно подтверждал статус лидера на чемпионатах и кубках разного уровня. Но, по словам заслуженного тренера СССР, без них видновская команда не смогла бы стать столь легендарной и войти в летопись мотоциклетного спорта.

– Если бы у механиков были звания, как у спортсменов, то наши специалисты получили бы самое высшее – «Заслуженный механик России», – не без гордости говорит Валерий Георгиевич Нифантьев, президент мотобольного клуба «Металлург».
Механики «Металлурга» – настоящие мастера своего дела. Они знают о мотоциклах все и даже больше. Кропотливая и очень техничная работа для них не прекращается круглый год.

Доктор Айболит
Во-первых, механики клуба – «закулисные» участники всех игр.
– Стоишь слушаешь звук мотоциклов и понимаешь, у какого номера что идет не так. Наша задача – починить технику за перерыв, – рассказывает Александр Гралевский, который пришел в клуб в 2000-м году инженером-механиком и стал «доктором Айболитом» для мотоциклов. Сам Александр себя сравнивает с ветеринаром, ведь его подопечные не могут пожаловаться на недомогание, он должен интуитивно найти и устранить проблему. Бывали такие сложные случаи, когда, к примеру, Александру пришлось восстанавливать пошедшую винтом после удара на поле раму мотоцикла. Ну а уж поменять свечу или колесо – плевое дело для профи.
– Как-то играли в станице Кирпильской, оторвался сайлентблок, выхлопная труба висит до земли. Самое быстрое, что мы могли сделать, – это «казахский болт»: смотали на проволоку и отправили на поле. Мотоцикл доиграл встречу, – вспомнил случай Илья Сорокин, механик клуба «Металлург» Ленинского городского округа.
– Наши механики в России самые лучшие, им можно поставить 10 с плюсом из 10, – считает Владимир Сосницкий, заслуженный мастер спорта России, тренер клуба «Металлург» Ленинского городского округа, – потому что они каждую игру контролируют, могут увидеть любую трещинку… Без наших механиков мы никуда.

Кстати, сейчас почетное место в боксе занимает мотоцикл Владимира, на котором он не раз становился чемпионом Европы и России. Техника была подарена в начале 2000-х губернатором Московской области Борисом Громовым и до сих пор на ходу благодаря уходу специалистов.
На все выезды механики едут полностью вооруженные и инструментами, и запчастями, ведь ремонт вне базы – настоящий вызов.
– Мы ни разу не привозили домой мотоцикл, который сам не едет, – добавляет Александр.
Кулибины по необходимости
Еще одна задача – адаптировать новую мототехнику для игры в мотобол. Спортсмены играли на кроссовых мотоциклах, и механикам приходилось менять углы рулевой колонки, укорачивать базу, опускать подвеску, вносить конструктивные изменения, чтобы получить максимальную отдачу на поле. Сейчас в парке GasGas и ТМ – более адаптированная техника, но и она требует доработок. К примеру, установки специальных дуг для ведения мяча. Прежде они легко приваривались на железную раму, но остов современного мотоцикла – это сплав алюминия! И тут уже пригодились русская смекалка и изобретательность механиков, которые придумали специальные крепления для навеса дуг.

Особенно нуждаются в совершенствовании мотоциклы для начинающих мотоболистов, ведь дети растут быстро. А потому у механика группы подготовки работы всегда хватает.
– Представьте, приходит юноша невысокого роста и за год вытягивается. Надо заново переделывать ходовую мотоцикла, чтобы была удобной посадка, и спортсмен мог играть, – говорит Артём Подчезерцев, тренер-механик группы подготовки СК «Металлург».
Готовь мотоциклы осенью…
Как только заканчивается игровой сезон, механики начинают межсезонную подготовку, когда каждый мотоцикл получает максимальное внимание, – мойка, разборка, дефектовка. Тут уже механики и игроки работают вместе.
– Это мой GasGas, боевой мотик, отыграл сезон. Сейчас его немного подлечим к следующему сезону, – не выпуская инструмента из рук, комментирует Владислав Русанов, игрок команды «Металлург» Ленинского городского округа. Все мотоболисты знают устройство мотоцикла и умеют отладить какие-то несложные элементы. Но только механики имеют доступ к сердцу железного коня – двигателю.
Основная подготовка техники – ходовая часть, мотор завершается к концу декабря, на весну остаются только мелочи в виде чистки труб, мойки фильтров…

Механики спортивного клуба «Металлург» – люди немногословные, секретов всех не раскрывают, отшучиваясь, что коллеги из других клубов, в том числе зарубежных, не дремлют, внимательно наблюдая за работой лучших специалистов России.
– У наших механиков высочайший авторитет, им звонят со всей страны, из-за границы и консультируются. Нам с ними очень повезло, – подводит итог Валерий Нифантьев, президент мотобольного клуба «Металлург».
Татьяна АКИМОВА
Фото автора