Играя, учимся мыслить креативно
В рамках региональной ежегодной Недели функциональной грамотности в образовательных учреждениях Ленинского городского округа прошли различные мероприятия в виде интегрированных уроков, квестов, квизов, деловых игр, мастер-классов, круглых столов и семинаров. Для школьников такая форма обучения увлекательная и интересная, для ребят открываются пути индивидуального развития, кроме того, молодое поколение подготавливается к жизни в быстро меняющемся мире, где умение адаптироваться и применять знания становится решающим фактором.
В Видновской школе № 7 участниками Недели функциональной грамотности стали обучающиеся с первого по одиннадцатый класс.
– Впервые предмет «Функциональная грамотность» появился в школах Московской области в 2019 году, когда школа стала участницей международного исследования по модели PISA. Но на самом деле понятие ФГ появилось в 60-х годах прошлого века, оно отражало степень неграмотности взрослого населения. В то время достаточно было трех грамотностей, чтобы успешно справляться с решением жизненных задач: умение читать, писать и считать.
Функциональная грамотность означает связь полученных знаний с практикой, охватывает не только умение читать и писать, но и способность анализировать информацию, решать проблемы и принимать обоснованные решения. По сути, это то, чем педагоги школы и занимались всегда, – развитие межпредметных связей, – разъяснила Юлия Бербенева, куратор направления функциональной грамотности в Видновской школы № 7 Ленинского городского округа.
Понимать прочитанное
В период недели ФГ для самых маленьких учеников было предложено попробовать свои силы в умении быстро и правильно произносить скороговорки. Совместный веселый конкурс сдружил и сплотил обучающихся 1 «А» и 1 «Б» классов, став праздником для всех участников и гостей. Языковёртки, а именно так называли на Руси скороговорки, первоклашки читали наизусть кто-то уверенно и громко, входя в роль актера, другие немного стеснялись. Отрадно, что этот конкурс стал семейным событием, ведь дети готовились к нему дома, выбирая скороговорки с родителями. Многие проявили творчество, придумав костюмы для пополнения образа чтеца:
– Мне бабушка прислала эту скороговорку, а мама нашла платок и игрушку, – делится ученица 1 «Б» класса Ксения Сухоногих.
– Моя старшая сестра нашла скороговорку и сделала накидку, – дополняет одноклассницу Юля Шабурова.
Систематизация знаний
Урок для первоклашек был внутришкольным событием, а вот ученики четвертого класса стали участниками мероприятия окружного уровня. Педагоги школы провели для них интеллектуальный конкурс «Своя игра», пригласив в гости ребят из еще пяти образовательных организаций Ленинского городского округа.
– Вопросы интеллектуального конкурса охватывали различные области знаний по направлениям читательской, математической и финансовой грамотности. Естественно-научную грамотность представили практическими умениями в виде проведения эксперимента. Каждая команда опытным путем доказывала растворимость и нерастворимость веществ в воде, определяла свойства крахмала и железа, – рассказала Алевтина Вылегжанина, учитель начальных классов Видновской школы № 7, один из организаторов конкурса.
Увлекательными оказались творческие задания «Кот в мешке». Ребята за несколько минут сумели инсценировать сказку «Репка», поразив своей игрой членов жюри.
Судя по довольным лицам школьников, ребята пришли к выводу, что очень важно уметь применять полученные знания и умения для решения жизненных вопросов и задач.
Татьяна АКИМОВА
Фото автора