«МЫ ВЕРИЛИ В ПОБЕДУ»
В канун 80-летия Великой Победы восемь наших земляков-ветеранов стали почетными гражданами Ленинского городского округа. Одна из них – Евгения Владимировна Белоногова, которой в январе исполнился… 101 год. Она – не просто мама, бабушка и прабабушка. За ней – век жизни России. И на своих плечах она вынесла такие тяжести… Войну, послевоенное восстановление, перестройку и переезд. И при этом сохранила ум и память. И отвечает, когда журналисты задают вопросы. Вот и на вопрос: «Какой город вы считаете малой родиной?» – она отвечает, не задумываясь:

«У меня три малые родины – станица Обливская Ростовской области, где я родилась, Грозный, где я работала и где родились мои дети, и Видное, где я живу сейчас».
ОБЛИВСКАЯ – РАДОСТЬ И БОЛЬ
Чем запомнилась ветерану Обливская? «Радостью и болью, – коротко говорит Евгения Владимировна. – В годы Великой Отечественной войны в окрестностях станицы проходили большие бои». А дальше ее рассказ подхватывает дочь Ирина Семёновна, которая не раз ездила в казачью станицу с детьми: «Места там красивые, яркие». Но вот война…
Летом 1942 года захватчики, прорвав фронт, заполнили улицы, дома обливичей. Оккупанты были хорошо вооружены и снабжены мототехникой, а овощи, фрукты, мясо они забирали у местных жителей. За короткое время в станице не осталось ни скота, ни птицы… Здания школ, больниц заняли солдаты, там располагали раненых. Временно назначенные полицейские выгоняли население на работу. За малейшую провинность жителей били резиновыми дубинками, ногами, прикладами оружия.
Евгения Владимировна заключает: «Пятимесячная оккупация обливским жителям показалась вечностью. За то время, когда в станице хозяйничали фашисты, были разрушены школа, железнодорожная станция и многое другое».
АХ, ВОЙНА…
– Ну а когда и как произошло освобождение малой родины? Помните?
– А как же! 21 сентября 1942 года в 40-ю гвардейскую стрелковую дивизию поступил приказ Военного Совета Сталининградского и Юго-Восточного фронтов: «Уничтожить врага под Сталинградом и положить начало его разгрому».
В разгар Сталинградской битвы и был освобожден Обливский район. Но не так просто это случилось. У фашистов был бронепоезд, по вечерам он близко подходил к переднему краю и бил из тяжелых пушек по нашим войскам.
…Предновогодняя ночь стояла как в сказке. Было тихо, безоблачно и очень морозно. Мирное население сидело в погребах, захватчики – в теплых блиндажах. И вот в это самое время в решающее наступление пошла 40-я гвардейская стрелковая дивизия. Решительным штурмом она освободила от немецких оккупантов станицу Обливскую и железнодорожную станцию.
В СОСТАВЕ 137-го ОТДЕЛЬНОГО ПОЛКА СВЯЗИ
Расспрашивая о ситуации, произошедшей на первой малой родине 80 с лишним лет назад, естественно, задал вопрос о том, когда была призвана и кем служила Евгения Белоногова. В ответ, даже не ожидал, ветеран, как будто солдат строевой службы, отчеканила: «На военную службу в ряды Красной армии была призвана в январе 1943 года, по освобождении станицы Обливской. Сначала закончила шоферские курсы, а потом принимала участие в боевых действиях в составе 137-го отдельного полка связи»…
Не секрет, что профессию связиста на фронте считали самой опасной. «Ну что вы, – не соглашается собеседница, – самое опасное, это когда пехотинец идет в атаку: как правило, каждый третий из нее не возвращался».
– Но задача связиста, – пытаюсь не соглашаться, – наладить связь между подразделениями и в случае обрыва восстановить ее. В той войне связь в войсках держалась на обычном полевом проводе. И в любой ситуации, под градом пуль и снарядов, связисты выходили на линию.
– Женщин нашего полка редко посылали на обрывы, – высказывает свое мнение Евгения Владимировна. – Может, нас командиры-мужчины жалели?
В то же время, как оказалось, ветеран 137-го полка хорошо знает о подвиге связиста 16-й армии Николая Новикова. В 1941 году, во время боев под Москвой, он получил приказ восстановить линию. Он нашел повреждение, но не успел сделать сросток «полевика». Фашисты атаковали бойца. И тогда связист просто зажал концы проводов зубами. Даже мертвый, он поддерживал связь. Новиков посмертно награжден орденом Красного Знамени. Его подвиг трижды повторили во время Сталинградской битвы.
К моему удивлению, моя собеседница знала и о подвиге нашего связиста Василия Трушечкина, награжденного звездой Героя Советского Союза. После войны он почти 30 лет возглавлял институт садоводства. Прочитала очерк «Сады на опаленной земле» в книге «ВИДНЫЕ имена», изданной в 2017 году.
После таких воспоминаний журналист, естественно, задал вопрос о наградах. «Да, бойцов нашего полка тоже награждали», – подтвердила ветеран. «Насколько я знаю, медаль “За отвагу” вручали далеко не каждому воину». «Не каждому, – согласилась Евгения Владимировна. – Это награда, которую дают за мужество и смелость, проявленные в боях. Мы верили в Победу и шли вперед!»
Добавлю: 137-й полк связи в составе 3-го Украинского фронта освобождал города Днепропетровск и Днепродзержинск, участвовал в целом ряде победных операций: Ясско-Кишинёвской, Белградской, Балатонской… Закончил боевые действия в июне 1945-го.
В СИСТЕМЕ ГАЗПРОМА
После войны Евгения вышла замуж за Семёна Ивановича, которого встретила на фронте. Вместе они поехали в Грозный, который стал ее второй родиной. Именно там она окончила нефтяной техникум, стала работать по специальности; родила и воспитала Владимира, Ирину и Леонида. Те, в свою очередь, подарили ей 11 внуков и 9 правнуков!
Тяжелыми были послевоенные годы, когда восстанавливали порушенное войной, но жизнь брала свое. Постепенно раны, нанесенные боями, залечивались и на Обливской земле, и в Грозном. Хозяйственная и культурная жизнь регионов развивалась. Только перестройка, а затем и события в столице Чечни вынудили обратить внимание на Москву и ближнее Подмосковье. В 90-х годах «Газпром» предложил дочери Белоноговой Ирине Семёновне работу в Москве, в Черёмушках. Тогда-то и переехала ее семья в Видное. А потом к ним перебралась и Евгения Владимировна.
«Но мама до сих пор скучает по Грозному и нет-нет да и рассказывает ребятам, новому поколению, о знаковых местах города».
НЕЗАБЫВАЕМОЕ ВИДНОЕ
«Нам понравились квартиры в тихом Видном, вот и решили переехать сюда», – рассказывает Ирина Семёновна.
Видное понравилось и ветерану-пенсионеру. Здесь чувствовалось присутствие прошлого России и нового, сегодняшнего. Что именно? – уточняю. «Прежде всего, памятники славы погибшим землякам и воинам-освободителям и братские могилы – это как в Грозном и на обливской земле». А из тех мест по-прежнему звонили если не родные, то друзья, близкие. Ирина Семёновна улыбается: «С 2014 года в станице отмечается праздник обливского арбуза». Так нам от маминой сестры дважды или трижды передавали эту ростовскую ягоду».
В Ленинском городском округе – свои традиции культуры: митинги у Аллеи Славы и Вечного огня в День Победы, выставки и награждения у памятника в честь основания города Видное в начале сентября… И с ними полностью согласна семья Евгении Владимировны: «Нынешнее поколение должно знать, через что пришлось пройти всем россиянам». Вспоминая стихи Гамзатова: «Эта память, верьте люди, Всей Земле нужна! Если мы войну забудем, Вновь придет война», родные Белоноговой добавляют:
«Похоже, на Западе ее забыли».
Ветераны особенно радуются тому, что их не забывают в юбилеи и большие праздники. Так, с днем рождения Евгению Владимировну приходили поздравлять глава Ленинского городского округа, его заместитель, сотрудники администрации… А в последние годы, на День Победы, под окна дома Белоноговой на Школь- ной улице подъезжает целая бригада: поздравляя, поют песни, рассказывают стихи…
Да и как иначе?! Евгения Владимировна не просто долгожитель, а человек, всем сердцем служивший Родине. Ее воинский, материнский, трудовой подвиги слились в один, и он не забыт, а служит примером для новых поколений.
ЗА ГОДЫ ВОЙНЫ ЗВАНИЕ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПОЛУЧИЛИ 303 ВОЕННЫХ СВЯЗИСТА, 133 СТАЛИ ПОЛНЫМИ КАВАЛЕРАМИ СОЛДАТСКОГО ОРДЕНА СЛАВЫ, ТЫСЯЧИ ВОЕННЫХ СВЯЗИСТОВ И 645 ЧАСТЕЙ ВОЙСК СВЯЗИ БЫЛИ НАГРАЖДЕНЫ ОРДЕНАМИ И МЕДАЛЯМИ.