ИЗДАЁТСЯ С 1931 ГОДА

+7 (495) 541-24-12
Главная » Новости » Культура » ВЗГЛЯД ИЗ ВЕЧНОСТИ

ВЗГЛЯД ИЗ ВЕЧНОСТИ

В музее-заповеднике «Горки Ленинские» открылась экспозиция посмертных масок.

Зародившееся еще в древности искусство создания посмертных масок живет и в наши дни. Постепенно эта традиция уходит в прошлое, но и сегодня можно увидеть подобные творения. Например, на выставке «Мастер посмертного лика. Сергей Меркуров – скульптор, отразивший эпоху», недавно открывшейся в музее-заповеднике «Горки Ленинские» Ленинского городского округа. На ней посетители могут увидеть посмертные маски Ленина, Троцкого и других центральных фигур советского периода, изготовленные знаменитым мастером – одним из самых выдающихся скульпторов-монументалистов СССР.

Экспозиция, представленная в Южном флигеле усадьбы Горки, включает 13 посмертных масок. В самом центре – маска вождя мирового пролетариата, образ которого стал ключевым в творческой деятельности Сергея Меркурова. Посмертная маска Ильича, выполненная скульптором здесь, в Горках, 22 января 1924 года, стала впоследствии образцом для сотен тысяч памятников Ленина.  Всего же за свою жизнь скульптор снял около 300 масок с лиц умерших политиков и деятелей культуры, в том числе Сталина, Дзержинского, Свердлова, Калинина, Фрунзе, Котовского, Кирова, Крупской, Плеханова.

Эти уникальные экспонаты сотрудники собирали более 10 лет. О проведенной работе рассказал куратор выставки, главный научный сотрудник музея-заповедника «Горки Ленинские» Ленинского городского округа Дмитрий Пальчиков:

– В нашем музее очень многое связано с именем Сергея Меркурова: на территории есть несколько памятников, созданных им, в числе которых знаменитая скульптура «Похороны вождя». Много лет сотрудники музея ездили по стране и делали слепки с оригинальных масок. Надо сказать, что снятие хорошей маски – это целое искусство, и Меркуров достиг в нем совершенства.

Рядом с гипсовыми «портретами» революционеров посетители узнают лица поэтов – знаменитая посмертная маска Сергея Есенина и маска Владимира Маяковского, это тоже работы Сергея Меркурова. На голове Есенина видна вмятина, а выражение лица поражает своей скорбью. Как раз показать последние эмоции, коснувшиеся лица перед смертью, – это и есть одна из главных задач того, кто снимает маску. На лицах Сталина и Дзержинского застыла легкая улыбка, будто вожди принимали собственную смерть и были готовы к ней, маска Котовского напоминает лицо младенца (кстати, слепок с нее был привезен из украинского мавзолея Котовского).

Три представленных экспоната выполнены другими мастерами: посмертную маску Иосифа Сталина снял советский скульптор Матвей Манизер, а маску Троцкого – мексиканский ваятель Игнасио Асунсоло. Интересно, что маску Григория Котовского сделал служивший в его отряде боец Иванов, который погиб вскоре после смерти своего легендарного командира.

Выставка «Мастер посмертного лика» будет работать до конца лета. Посетить ее может каждый желающий.

Евгений САРАМУД, директор музея-заповедника «Горки Ленинские» Ленинского городского округа:

– Мы не стремимся шокировать публику и рассказываем вовсе не о смерти – о жизни. О жизни в искусстве выдающегося скульптора Сергея Меркурова – художника, отразившего эпоху революционных преобразований и создавшего свой собственный пантеон великих деятелей прошлого.

Дмитрий ПАЛЬЧИКОВ, куратор выставки:

– Процесс создания посмертных масок насчитывает не одно тысячелетие. Хранение таких масок подчеркивало статус и древность рода, а также позволяло увидеть облик усопшего. В Советском Союзе самым известным скульптором этого направления был Сергей Меркуров, вместе с ликами снявший отпечаток целой эпохи.

Валентина ПОРФИРЬЕВА, фото автора