БЫТЬ ЗДЕСЬ
Уникальный арт-проект современного искусства открылся на трех площадках Ленинского городского округа.
На границе между городом и лесом, там, где кончается рукотворное и начинается природное замерло во времени недостроенное заброшенное здание, когда-то начатое человеком, а теперь слившееся с дикой средой. Что происходит в этой пограничной, почти «сумеречной» зоне? Точкой встречи каких сил становится этот бетонный куб? Выступает ли он как пространство взаимопроникновения человеческого и нечеловеческого, местом поиска новых форм события, или, наоборот, это эпицентр противостояния? Найти ответы попытались участники арт-проекта «Быть здесь» - студенты и выпускники Института современного искусства Иосифа Бакштейна.
Более 40 работ в жанре паблик-арт от инсталляций и скульптур до видео-арта, представлены в трех локациях Ленинского городского округа: кроме галереи «Южная долина» - того самого недостроя вблизи одноименного жилого комплекса, экспозиция представлена в лесной ландшафтной зоне рядом с главным объектом и на территории музея-заповедника «Горки Ленинские» Ленинского городского округа. Выставочное пространство выстроено так, чтобы от одной локации к другой можно было пройти пешком – путь, хоть и необычен, но весьма заманчив, как и сама выставка.
Все работы, представленные на главной площадке – галерее «Южная Долина», были созданы специально для этого выставочного пространства. Идейный вдохновитель и один из кураторов проекта Вера Ершова давно вынашивала мысль превратить недостроенное здание с высокими потолками и огромными окнами в современное арт-пространство.
- Я придумала этот проект год назад, постоянно проезжая мимо законсервированного здания на въезде в поселок «Южная Долина», где я живу. За 10 лет, которые оно простояло здесь, природа проникла в каждый его уголок, и возникла некая пограничная зона между обжитой средой и миром леса, - рассказала Вера Ершова.
Неожиданная идея привлекла многих художников, вдохновившихся на создание уникальных паблик-арт-объектов. Центральное место среди них, заняла работа липецкого художника Павла Зуданова «Темные структуры», посвященная человеческим страхам. 55-метровая надувная скульптура, напоминающая то ли огромного червя, то ли мифического монстра заполняет собой все внутреннее пространство помещения, выходя за его пределы, символизируя тревогу, которая возникает и разрастается в сознании человека, сводя его с ума. В то время как внутри нее – лишь воздух, как и в наших страхах, раздуваемых порой из ничего.
Если «Темные структуры» выглядят мрачно и устрашающе, совсем иные эмоции вызывает инсталляция Аллы Салимзяновой «Теплообмен» в виде большого висящего шара из сена с элементами одежды – своеобразного символа взаимосвязи, скорее даже защиты природой человека. Идеей проекта послужил тот факт, что бактерии, живущие в сене, вырабатывают тепло. Объект, в холодном свете похожий на заброшенную планету, - своеобразный призыв к поиску общего языка с природой, умению уважать, слышать и взаимодействовать с любыми ее формами.
Из арт-заброшки по лесной тропинке идем ко второй площадке выставки, где вскоре взгляду зрителей открывается работа Дмитрия Гутова «Случайные встречи» - огромная подставка для кистей, напоминающая ворота в восточные святилища. Возможно, они ворота отделяют мир человеческого от природного, а символическое пространство от объектного. Интересна и работа Саши Сорокиной «Соблазн» - натянутая между деревьев материя с яркой цветочной расцветкой и прорезанными дырами выглядят нелепо – но в этом и ее смысл: вечное стремление людей украсить природу приводит порой к появлению «пустот».
Не так много экспонатов на третьей площадке – всего их одиннадцать, но о некоторых стоит сказать отдельно. Есть здесь две работы самой Веры Ершовой. «точка отсчета» - так называется скульптура в виде большого зеркального куба с надписью «если потерялся, оставайся здесь» - такие слова можно встретить в метро, но на зеркальном кубе посреди поля она, казалось бы, теряет смысл. Где это заветное «здесь»? В современном мире мы часто чувствует себя потерянными и ищем точку опоры. Но, возможно, она прямо здесь, где вы сейчас находитесь, среди травы и солнца.
Не сразу можно заметить среди деревьев подвешенные на ветвях дома-кормушки. Это другая работа Веры «Спальный район». О чем она? О подмосковных микрорайонах, вырастающих среди лесов и полей. Пытаясь захватить их, эти дома выглядят смешно и беспомощно, напоминая птичьи кормушки из молочных пакетов – хрупкие, временные и чужеродные. Автор задается вопросом, можно ли переосмыслить хаотичную застройку пригородов Москвы многоэтажками, где ютятся люди, окруженные природой, но лишенные ее пространства.
Увидят посетители современных лесных духов, девушку, слившуюся с корой дерева, причудливые грибы, примеряющие чужую кору деревья и еще много загадочных объектов, наполненных своими смыслами и предлагающих подумать: можем ли мы позволить природе не быть ресурсом или декорацией, услышать ее как равного субъекта, обладающего равными с нами правами, в том числе правом голоса. Выставка продлится до 15 сентября.
Вера Ершова, куратор проекта «Быть здесь»
- Нам было интересно воплотить мечту о художественной галерее в пригороде, на краю леса, где культурное и природное смогут взаимодействовать напрямую.
PollyT, куратор проекта «Быть здесь»
- Мы хотели изменить часть повседневности, чтобы она перестала быть фоном, дать зрителям увидеть множество точек для отсчета своего собственного «здесь и сейчас».
Валентина ПОРФИРЬЕВА, фото Валентины Кулешовой