Газета Ленинского городского округа

+7 (495) 541-24-12
Главная » Новости » История округа » К 35-летию Научно-культурного центра (НКЦ) «Музей В.И. Ленина»

К 35-летию Научно-культурного центра (НКЦ) «Музей В.И. Ленина»

Государственный музей-заповедник «Горки Ленинские» по праву считается главной достопримечательностью округа. История подарила современникам целую галерею памятников, разных по характеру, стилю, времени, значению. На территории внушительных размеров в обрамлении живописной природы они – монументальные свидетели огромного исторического периода – от славян-вятичей до наших дней. А собранные коллекции знакомят посетителей с яркими событиями, именами, датами.

История как живой свидетель

О сохранении этого уникального объекта заговорили сразу же после смерти Владимира Ильича Ленина. Было предложено создать заповедник. Однако в 1938 году был открыт Дом-музей вождя революции. Он постоянно обновлялся, велась научно-исследовательская, реставрационная, экскурсионная деятельность. Экспозиции с учетом времени подвергались корректировке. Но идея создания исторического заповедника постоянно присутствовала. Наконец, в 1972 году Совет Министров РСФСР принимает решение «О создании Государственного исторического заповедника «Горки Ленинские». До мелочей была продумана его концепция. Строительство длилось 15 лет. Ведущая роль в создании ГИМЗ «Горки Ленинские» принадлежит возглавлявшим в те годы Центральный музей В.И. Ленина Ольге Сергеевне Кривошеиной и Дом-музей В.И. Ленина в Горках Василию Ивановичу Шевцову.

От Леонардо да Винчи до наших дней

Среди историко-культурных памятников музея-заповедника несомненный интерес представляет Научно-культурный центр (НКЦ) «Музей В.И. Ленина», расположенный в монументальном здании в форме куба – символа вечности. Проектировал его заслуженный архитектор Российской Федерации Л.Н. Павлов. Незадолго до этого по проекту Л.Н. Павлова был построен павильон для музея «Траурный поезд» (Москва. Павелецкий вокзал).

В основу архитектурного сооружения автор заложил принципы «золотого сечения», которые   известны еще со времен античности. Термин «золотое сечение» был введен в обиход известным художником эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Благодаря принципам «золотого сечения» установлено идеальное соотношение отдельных частей формы.

Здание музея построено на искусственно созданной возвышенности, состоит из одиннадцати кубов и одного цилиндра. Один из кубов служит входным портиком. Фасад облицован белым мрамором и красным туфом Октемберянского месторождения, расположенного в исторической части Армении.

За уникальным фасадом – глубокое содержание

Большой интерес представляет внутреннее наполнение Научно-культурного центра. Само здание музея и художественное решение документальной экспозиции и внутренних интерьеров служат ярким примером советской методологии и музееведческой науки. Экспозиция сочетает традиционные и новаторские методы оформления хранилищ. Наряду с привычными объемными и плоскостными экспонатами в экспозиции впервые были использованы аудиовизуальные комплексы. Они включают в себя кино, видео, слайд-проекцию, музыку – симфоническую сюиту из пяти частей на тему «Страницы жизни», специально написанную композитором Виктором Екимовским, дикторский текст, уникальные записи выступлений В.И. Ленина, световые и оптические эффекты, лазерную проекцию, макеты и многое другое. В целом весь комплекс фото- и киноприемов, звукового оформления и световых эффектов помогает эмоциональному восприятию тематики музея и невольно превращает посетителя в участника событий.

К познанию истины через науку

Материалы НКЦ «Музей В.И. Ленина» освещают первые годы Советской страны в полном, достоверном, научно обоснованном виде. Экспозиция погружает посетителя в эпоху революционных событий, в грозные годы Гражданской войны, повествует о первой Советской Конституции, Новой экономической политике (НЭП). Но главной темой остается яркий образ Владимира Ильича Ленина, его жизнь и деятельность. В музейных залах по-прежнему звучит его живой голос.

Внутренняя планировка экспозиционных залов и художественное оформление выполнил комбинат живописно-оформительского искусства Ленинградского отделения Художественного фонда РСФСР.

В музее используется большое количество техники, уникальной и передовой на тот момент времени. Аудиовизуальные центры, «3D» советской эпохи, перемещающие посетителей в солдатские окопы, в города и села, где засветились электрические лампы, где люди мечтали о светлом будущем.

К работам по озвучиванию аудиовизуальных программ идейно-эмоциональных центров были приглашены актеры киностудии имени М. Горького и московских театров. В их ряду – знаменитый актер Театра на Таганке Николай Губенко.

Реализацию всех работ выполняли представители около 100 проектных, художественно-исполнительских, промышленных организаций и предприятий, а также советские и зарубежные специалисты.

Юбилейная дата  

Работы по возведению НКЦ «Музей В.И. Ленина» велись с 1984 по 1987 год. Открытие было приурочено к 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Автор этого уникального проекта называл здание музея «Мой Парфенон». Это последний ленинский комплекс, построенный в Советском Союзе.

ВЫНОСЫ

В ноябре этого года Научно-культурный центр отмечает свое 35-летие. Музей является памятником советской эпохи. В нем как бы остановилось время. И сегодня молодое поколение может узнать как о революционном прошлом нашей страны, так и о хроникальных событиях эпохи «развитого социализма», как и чем жили советские люди.

«Горки Ленинские» – это всемирно известный Государственный исторический музей-заповедник, включающий уникальные памятники нашей культуры, каждый из которых имеет удивительные и неповторимые черты, наполнен историей жизни людей ушедших поколений. Память о них сохраняют аллеи старинного парка, интерьеры зданий, подлинные предметы, ставшие ныне бесценными музейными экспонатами.

Галина НАУМОВА, кандидат исторических наук,

председатель Совета ветеранов пос. Горки Ленинские

     .