Газета Ленинского городского округа

+7 (495) 541-24-12
Главная » Новости » Культура » Интервью с директором музея-заповедника «Горки Ленинские» Алисой Бирюковой

Интервью с директором музея-заповедника «Горки Ленинские» Алисой Бирюковой

В августе нынешнего года директором музея-заповедника «Горки Ленинские» была назначена Алиса Бирюкова, которая заняла этот пост по итогам конкурса, организованного Министерством культуры России. О своих планах по развитию музея-заповедника «Горки Ленинские» она рассказала нашим читателям.

– Алиса Михайловна, жители Ленинского городского округа хорошо знают «Горки Ленинские» и гордятся тем, что на нашей территории находится этот всемирно известный музей-заповедник. Каким было ваше первое впечатление от знакомства с ним в качестве руководителя?
– Удивительное место! Впечатление было очень глубоким. Сразу показалось, что это «живая» история с очень большим потенциалом показа. Музей-заповедник «Горки Ленинские» уже начал трансформацию от музея советского времени к современному историческому музею. Наша задача сегодня – сформировать новый и интересный образ этого музея в восприятии посетителей в XXI веке.
Многие до сих пор полагают, что «Горки Ленинские» – только про Владимира Ильича. Но это далеко не так! «От вятичей – до вождя мирового пролетариата» – вот о чем наш музей. Недавно у нас родился такой образ – исторических «русских горок» с резкими перепадами, удивительным сочетанием «несочетаемого», как усадебная жизнь Зинаиды Морозовой и пролетарская революция.
А усадьба Горки – это уникальный пример искусства памяти, где каждый последующий ее владелец сохранял следы своих предшественников. Генерал Писарев когда-то сохранил курганы вятичей в парке, а Ленин ревностно оберегал усадебный дом Морозовой. Очень важно полноценно раскрыть такое наслоение времен, эпох в нашей музейной деятельности.

– Расскажите подробнее, какова ваша стратегия развития музея?
– Музей-заповедник обладает большим выставочным пространством, которое нуждается в актуализации. В перспективе он может превратиться в музейный кластер, кампус, историко-культурный парк – то есть единый комплекс, который будет совмещать историю разных времен, разных эпох. И это должно отражаться в его музейно-выставочной деятельности. Хочется, чтобы здесь происходили крупные выставочные проекты, на которые люди специально могли бы к нам поехать.
Хотелось бы восстановить и запустить оранжерейный комплекс. На следующий год мы запланировали выставочный проект, который фактически будет предварять тему восстановления оранжерей. Он посвящен русскому модерну и оранжерее Морозовой. Мы договорились со Строгановской академией о том, чтобы представить на выставке малоизвестные эскизы Врубеля с цветочными мотивами в стиле модерн и рисунки Шехтеля. Таким образом получится, что Врубель и Шехтель снова встретятся в доме Морозовых, как когда-то встретились в знаменитом доме на Спиридоновке, который создавали для семьи Морозовых.
Следующий логичный шаг – это музеефикация хозяйственного комплекса усадьбы. Здесь нужна экспозиция инженерной истории: русского экономического чуда начала XX века, советской индустриализации страны, плана ГОЭЛРО, который именно в Горках берет свое начало.

– Планируете ли увеличивать площадь экспозиции? Какие еще свободные пространства хотите использовать?
– Пустующие сейчас в плане основной нашей деятельности здания последовательно должны получить функциональную музейную нагрузку. Например, в исторических усадебных конюшнях мы хотим сделать арт-резиденцию для молодых художников, чтобы там происходил творческий процесс. Он может быть «в рифму» творческим проектам, реализуемым на основных площадках. Например, на следующий год есть планы по организации выставки, посвященной Александру Родченко. Это может стать темой для молодых художников – провести какие-то акции, посвященные ему.
В перспективе у нас будет создаваться образовательный центр. Мне нравится проект «Сфера роста», который недавно сделал Музей современной истории России. Это несколько образовательных программ, которые интересны и детям, и молодежи, и взрослым. У нас есть возможность создать такую «точку на карте», которая была бы увязана со многими музейными программами.
Хотелось бы развивать проект, связанный с творческими школами, потому что это дает правильное наполнение, креативную среду, правильную музейную аудиторию. Здесь замечательное красивое место, исторические декорации, которые хороши как раз для творческой молодежи. И мы сейчас в этом направлении работаем со ВГИКом, с фондом «Новые имена».

– Хотелось бы, чтобы музей-заповедник «Горки Ленинские» воспринимался как место, где всегда происходит что-то интересное, куда стоит пойти и снова вернуться, где есть возможность участвовать в разноплановых творческих проектах.
– На прошлой неделе мы представляли выставочный план в Министерстве культуры. Предложили на перспективу 22 проекта, пять из них – крупные. Это выставка Александра Родченко. Проект русский модерн и оранжереи Морозовой в Горках «Пальмы и розы». Проект, посвященный архитектору Леониду Павлову и построенному им зданию НКЦ «Музей В.И. Ленина». Сейчас мы поддерживаем отношения с его сыном. Со специалистами Третьяковской галереи мы разработали идею проекта, посвященного замечательному художнику Соломону Телингатеру. У нас в фондах есть несколько его дизайнерских работ. В следующем году, к 120-летию со дня его рождения, мы устроим выставку, посвященную книжной культуре ХХ века и ему, как основоположнику книжной графики советского периода. В январе 2024 года исполнится 100 лет со дня смерти В.И. Ленина, и уже в декабре будущего года мы войдем с крупным историческим выставочным проектом «Тайны прощания с вождем. Режиссура, сценография, действующие лица», посвященным смерти Ленина в Горках и всенародному прощанию с ним.

– А что интересного можно будет увидеть в музее в ближайшее время?
– 19 ноября после ремонта открылся наш концертный зал, в нём начались концерты классической музыки, которые будут проходить каждую неделю. Детская аудитория для нас также очень важна, поэтому по воскресеньям будем устраивать спектакли для детей.
С 3 декабря мы запускаем цикл встреч «Поэзия в Горках». Его начинает известный поэт Мария Ватутина, победитель всероссийского турнира «Красная площадь. Время поэтов». 24 декабря к нам в гости придет Дмитрий Воденников – автор и ведущий многих литературных программ. Эти встречи будут происходить по субботам в Южном флигеле усадьбы.
Задача ближайшего времени состоит в том, чтобы максимально насытить культурную повестку музея-заповедника и сделать ее более разнообразной.
– Будут ли продолжаться летние «Джазовые сезоны в Горках»?
– Безусловно, будут. Музей очень дорожит сотрудничеством с этим замечательным проектом Игоря Михайловича Бутмана! Нам очень хотелось бы, чтобы он продолжался и развивался, увеличивал количество площадок и сцен в Горках.
Кроме того, хочется, чтобы на нашей территории проходили и другие летние музыкальные фестивали. Недавно у нас в гостях был виолончелист Борис Андрианов, который уже много лет проводит в Москве крупный фестиваль «VIVACELLO». Мы обсуждали с ним возможные музыкальные проекты, касающиеся Горок Ленинских.
Важно найти такие проекты, чтобы они органично вписались в историю этого места, помогли проявить ее и новые возможности Горок.


– Вы планируете взаимодействовать с местным сообществом?
– Как человек новый, я пока знакомлюсь с ним. Мы встречались с главой Ленинского городского округа Алексеем Петровичем Спасским и его заместителем Татьяной Юрьевной Квасниковой. Они подтвердили заинтересованность в совместной деятельности. В этом мы партнеры, потому что культура всегда является и флагманом развития территории, и показателем качества жизни людей.
Недавно мы познакомились с местным обществом «Друзья музея». Это наши помощники во всех музейных делах, наши внимательные зрители. Вместе мы хотим приводить в порядок усадебный парк.
В период работы во Владимирской области я, как региональный министр, опиралась на людей, приходивших ко мне со своими инициативами, которым надо было административно помочь их реализовать. И здесь я буду поддерживать местные проекты, ведь они самые естественные и получаются лучше всего.
Музей-заповедник обладает хорошими локациями, интересными площадками, собственным концертным залом. Хочется, чтобы он стал для местного сообщества привычным местом встреч и культурных событий.
– Новый человек всегда интересен. Расскажите, пожалуйста, о своей семье.
– Наша семья очень дружная. Родители – историки, поэтому мое детство прошло на археологических раскопках в Крыму и на Тамани. Мама всю жизнь работает в школе, причем в той же, которую сама заканчивала. Папа занимается историей русского авангарда и советского искусства, пишет книги. Подготовлена к печати его третья большая работа – монография. Он погружен в музейные дела, в исследовательскую работу. К сожалению, мы редко видимся, потому что моя работа – это всегда круглосуточная история.

– Приближается Новый год. Чем порадует музей-заповедник «Горки Ленинские» своих гостей в новогодние каникулы?
– В новогодние праздники у нас состоится семейный фестиваль «Елка в Горках». Год был сложный, поэтому мы решили сосредоточиться на такой программе, которая бы позволила провести время в музее-заповеднике всей семьей с детьми. И сделали разнообразную концертную линейку для взрослых, а для детей – творческие мастерские, театр теней, квесты и другие увлекательные мероприятия. Со 2 по 7 января будет проходить активная новогодняя программа. Приглашаем всех! Всегда рады видеть гостей в «Горках Ленинских».

Алиса Бирюкова родилась 13 февраля 1986 г. во Владимире. Окончила Всероссийский финансово-экономический институт. Работала заместителем директора «Центра классической музыки». Потом недолгое время была пресс-секретарем губернатора Владимирской области. Затем работала в департаменте культуры Владимирской области, сначала заместителем руководителя, а с 2018 года – региональным министром культуры. Является почетным членом Российской Академии художеств.
При ее участии появились фестивали «Музыкальная экспедиция», «Танеевский», «Лето Господне», «Альма-матер», получившие известность за пределами региона. За последние три года во Владимирской области было отремонтировано 200 объектов культуры.

Записала Елена ЗАМЯТНИНА