ИЗДАЁТСЯ С 1931 ГОДА

+7 (495) 541-24-12
Главная » Новости » Безопасность » Рекреационная деятельность в лесах

Рекреационная деятельность в лесах

Согласно ч. 2, 3 ст. 41 Лесного кодекса Российской Федерации при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта РФ (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.

Согласно пунктам 6 и 7 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 24.04.2007, леса для осуществления рекреационной деятельности используются способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека. Указанное не должно препятствовать праву граждан пребывать в лесах. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках (беседок, пунктов хранения инвентаря и др.) и осуществление благоустройства лесных участков (размещение дорожно-тропиночной сети, информационных стендов и аншлагов по природоохранной тематике, скамей, навесов от дождя, указателей направления движения, контейнеров для сбора и хранения мусора и др.).

В том случае, если на лесном участке, используемом для осуществления рекреационной деятельности, осуществлено строительство капитального объекта, относящегося к категории недвижимого имущества, возведение которого не соответствует цели использования лесного участка и не предусмотрено планом освоения лесов, то такой объект является самовольной постройкой.

Согласно ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено указанным Кодексом, другими федеральными законами.

В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 указанного Кодекса. Частью 2 ст. 24 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договором аренды лесного участка или договоров купли - продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Согласно п. 1 ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества. Таким образом, в случае постройки на арендуемом лесном участке капитальных сооружений, возведение которых противоречит действующему федеральному законодательству, лесоарендатор подлежит привлечению к установленной законом ответственности. Договор аренды лесного участка при этом может быть расторгнут досрочно.

Заместитель прокурора Александр Саломаткин

Леса как объекты охраны окружающей среды

Статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что леса, а также другая растительность, являются объектами охраны окружающей среды. Независимо от правового статуса объектов любые насаждения играют существенную роль в среде обитания живых организмов, а также в обеспечении климата и поддержании кислородного баланса. Кроме того, в соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации лес является самостоятельным объектом гражданских правоотношений и недвижимости.

    Во избежание  возникновения пожароопасных ситуаций необходимо соблюдать Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 , которые включают в следующие положения:

- в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев;

- запрещается бросать горящие спички, окурки и горячую золу, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.); засорять леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

- сжигание мусора, вывозимого из населенных пунктов, может производиться вблизи леса только на специально отведенных местах. В период пожароопасного сезона сжигание мусора разрешается производить только при отсутствии пожарной опасности в лесу по условиям погоды и под контролем ответственных лиц.

- запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра.

Обращается внимание, что  за нарушение лесного законодательства предусматривается административная и уголовная ответственность.

Так, административная ответственность за нарушение лесного законодательства, в части нарушения правил пожарной безопасности в лесах, предусматривает привлечение как юридических и должностных, так и физических лиц, совершивших правонарушения по ст. 8.32  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах физическими лицами влечет наложение на них административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста двадцати тысяч рублей. Также санкциями данной статьи предусмотрено наложение штрафа за вышеназванное правонарушение, совершенное в условиях особого противопожарного режима – для граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Уголовная же ответственность за нарушения лесного законодательства предусматривает привлечение к ней граждан и должностных лиц, совершивших преступление, то есть общественно-опасное деяние, которое запрещено Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.

Согласно статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации за уничтожение лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет. В случае причинения  крупного ущерба лесному хозяйству, а именно в случае, если стоимость уничтоженных огнем лесных и иных насаждений, исчисленная по утвержденным Правительством Российской Федерации  таксам, превышает пятьдесят тысяч рублей, Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до четырех лет.

В случаях, если уничтожение или повреждение лесных и иных насаждений возникло в результате поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия – наказание может составить до восьми лет лишения свободы, а в случае причинения в результате этих действий крупного ущерба – до десяти лет лишения свободы.

Заместитель прокурора Ольга Борисова