Газета Ленинского городского округа

+7 (495) 541-24-12
Главная » Новости » Актуально » Когда приходит воскресение

Когда приходит воскресение

Александр Нечаев — художник с именем, о нем много можно узнать в интернете. Персональные выставки в Москве, Торжке, Иванове, Кинешме сделали многие его картины узнаваемыми, а участие в выставке, посвященной 50-летию маршрута «Золотое кольцо России» в Центральном выставочном зале «Манеж» можно расценивать как серьезную заявку на популярность. Персональную выставку Нечаева в Историко-культурном центре нашего города следует посетить каждому почитателю живописи еще и потому, что Александр Николаевич живет в Видном. Встреча с его картинами дает безусловное право всем нам называть художника своим земляком с гордостью.

Впрочем, заядлые любители живописи уже имели возможность встретиться с некоторыми его работами, которые были представлены в прошлом году в экспозиции цикла «Мир глазами земляков». Персональная выставка автора, насчитывающая более ста картин, дает возможность составить наиболее полное представление о самобытном и талантливом художнике. Особенно интересно было услышать истории создания картин от самого Александра Нечаева на презентации его выставки.

Он родился в 1965 году в небольшом провинциальном городе Наволоки, что на Волге. По окончании школы поступил в Ивановский государственный архитектурно-строительный университет. Поначалу рисовал просто для себя, не задумываясь о серьезном увлечении живописью. Зато много читал — наряду с художественной была философская, религиозная литература.

Природный талант Александра проявился, и он начал делать копии известных художников. Но это было не просто подражательство — это были уроки подлинного мастерства. Его любимыми художниками стали представители классической школы - Андрей Рублёв, Клод Моне, Питер Брейгель, Исаак Левитан. А «Подсолнухи», которые красуются в самом начале экспозиции Нечаева, не оставляют никакого сомнения в том, что в числе его кумиров и Винсент Ван Гог. Но главным учителем для Нечаева оставалась жизнь.

— По сути, все мои картины — это дневник моей жизни, — сказал Александр Николаевич. — Каждая из них отражает какое-то событие, настроение.

Может, поэтому в его работах нет и намека на парадность, лоск — в них просто жизнь. Пейзажи, натюрморты, бытовые зарисовки — кажется, все так просто и знакомо. Но почему нарастает тревога, когда видишь покосившиеся дома брошенных деревень на фоне богатой русской природы, почему щемит и радуется сердце при виде бескорыстной преданности собаки хозяину, почему так завораживает скромный букет багульника в серый зимний день?

Лишенный чувства самодовольства, Александр Нечаев и творческий псевдоним себе выбрал необычный — Ниггль (маленький человек). С именем персонажа писателя Джона Толкиена связана для художника целая история, которую он рассказал на презентации. Важно, что псевдоним художника уже хорошо известен среди любителей живописи и не мешает его творческому росту. Однако сам Александр Николаевич часто называет себя дилетантом, и это говорит о высокой требовательности к себе. В его коллекции есть картина «Недостающий кусочек луны», написанная десять лет назад. Но до сих пор он подправляет ее, совершенствует, испытывая внутри борьбу с самим собой.

Прожив долгое время на Волге, художник создал целую серию картин о своем родном городе Наволоки, о неброской, но такой трогательно красивой природе. Другой цикл работ Нечаев посвятил Москве, куда он переехал в зрелые годы. Но даже здесь художник не поддался соблазну помпезности и вычурности. Ордынка, Покровский бульвар — старые улицы столицы воспроизводят ее истинно русский характер и уклад. Впрочем, и в Москве он продолжает писать по памяти свои родные волжские места. Одну из картин он назвал «Тихая моя родина» — фразой из стихотворения Николая Рубцова.

 К художественной литературе художник обращается часто, его любимыми писателями стали Достоевский, Чехов, Бунин, Пастернак, Пелевин. Александр Нечаев иллюстрирует и современные литературные издания. На открытии выставки поэт, дипломант, участник международных и Всероссийских литературных конкурсов Ольга Шушкова поблагодарила его за сотрудничество в выпуске поэтического сборника. Одна из иллюстраций этого сборника «Как учили они нас прощать» стала самодостаточной картиной, получившей признание на нескольких выставках.

Тонким лиризмом и трепетным чувством окрашены работы Александра Нечаева, посвященные Константину Паустовскому. Картины написаны под впечатлением от рассказа «Дождливый рассвет», где действие происходит в родном городе художника Наволоки. Этот рассказ о случайной встрече мужчины и женщины в послевоенное время, о несбывшейся любви — передан в картинах с пронзительной нежностью.

Человек из русской глубинки с мягким волжским говорком, Александр Нечаев с детства впитал в себя духовность и православную сущность бытия, что нашло отражение и в его творчестве. Его картины с изображением храмов, монастырей, православных крестов стали знаковыми, они несут образ России. Особое мастерство художника зрители отмечают в картине «Под знаком Пси». На первый взгляд на ней изображен белый холст, и только приглядевшись, видишь, как сквозь этот холст проявляется Лик Христа. А начинается и заканчивается экспозиция картиной «Воскресение». Написанная автором в Страстную неделю, она несет ощутимую божественную силу добра и веры, укрепляет сознание и возвышает душу. И свою выставку Александр Нечаев назвал «Воскресение» не случайно. Пришло время обновления, возрождения не только природы, но и человеческого духа.

Участникам презентации выставки Александр Николаевич Нечаев подарил открытки с видами своих картин. На одной из них сделал надпись: «На добрую память «Видновским вестям» — всем читателям нашей газеты.

Жителей Видного, которые придут на выставку, ожидает сюрприз: несколько картин художник посвятил Купелинке, где он живет. Эти работы станут для них настоящим открытием, они увидят природную красоту своего микрорайона, которую часто не замечают в будничной суете.

В каждой картине чувствуется авторское раздумье над человеческой судьбой, смыслом жизни. Об этом говорят и названия его работ: «Бытие», «На краю света», «Одиночество», «Москва. Господи, помилуй нас, грешных».

Евгения СОРОКИНА

Фото Светланы Благовой