Газета Ленинского городского округа

+7 (495) 541-24-12
Главная » Новости » Актуально » Действующие лица и исполнители

Действующие лица и исполнители

Каждый раз премьера театрального коллектива «Т-ВИД» становится событием в городе Видное и Ленинском городском округе. Зрители идут на спектакль, чтобы увидеть любимых артистов, почувствовать неповторимую атмосферу театра, вновь оценить высокое сценическое мастерство самодеятельного коллектива. Этот замечательный творческий коллектив создала Заслуженный работник культуры Московской области, лауреат премии Ленинского района Лариса Гейлис, которая сорок пять лет является бессменным руководителем и режиссером Народного театрального коллектива «Т-ВИД» МАУ «Дворец кльтуры «Видное». Накануне юбилейных событий и очередной премьеры этого коллектива она стала нашим собеседником.

— Лариса Сергеевна, нужно быть очень увлеченным человеком, чтобы не только создать, но и сохранить в течение сорока пяти лет коллектив. Как это начиналось? Очевидно, вы из театральной семьи?

— Театр для меня не просто увлечение, это моя жизнь. Любовь к сцене формировалась здесь же, в Доме культуры Московского коксогазового завода (тогда он назывался еще так), где я занималась в различных кружках с девяти лет. А семья у нас была самая обычная, рабочая. Отец по окончании ФЗУ, где обучался специальности слесаря, приехал на строительство коксогазового завода. Привез сюда маму, они оба из одной деревни Калужской области. Она тоже закончила ФЗУ, но по ткацкому делу. Когда они поженились, их поселили в бараке, потом им дали проходную комнату в доме на Северной улице (ныне ул. Лемешко), там я и родилась. Позже дали комнату побольше (9 м) на Заводской.

Жили небогато, но дружно и интересно. В одной квартире размещались три семьи и отлично ладили между собой. А мы, дети, на лестничной площадке давали взрослым «концерты». Я любила быть в центре внимания и объявляла себя: «Народная артистка Лариса Муравьева».

Почти все мои сверстники ходили в Дом культуры, где работали различные кружки. Мне нравилось заниматься в цирковом, которым руководила Тамара Леонидовна Корхина, одновременно училась игре на аккордеоне, танцам. Мы ездили на завод с концертами, где я и читала, и танцевала, и пела. Сцены я не боялась, наоборот, она меня радовала, вдохновляла.

В Доме культуры действовал драмкружок и время от времени ставил спектакли. Однажды я посмотрела «Город на заре» и поняла, что «заболела» театром. Когда пришла в драмкружок, меня взяли, и я занималась в нем до окончания школы. Помню свою первую роль в спектакле Алексея Арбузова «Вера, Надежда, Любовь».

— Наверное, получив аттестат зрелости, долго раздумывать не пришлось, куда поступать?

— Действительно, я подала документы в школу-студию МХАТ, но не поступила. Этот театр в Москве я любила больше всего, поэтому поступить в другой уже не пыталась, а устроилась во МХАТ на работу. «Зав.столом личного состава театра» — так выглядит первая запись в моей трудовой книжке. Говоря обычным языком, я стала секретарем отдела кадров. Моим начальником оказался бывший полковник, я быстро научилась правильно и грамотно работать с документами, печатать на машинке.

Но главное, я имела счастливую возможность ходить на все спектакли легендарного театра, видеть на сцене знаменитых артистов. Тогда был потрясающий состав актеров — Андровская, Яншин, Кторов, Прудкин, Степанова, Тарасова. Чтобы быть поближе к ним, я перешла работать осветителем сцены. В период моего пребывания в театре там разыгралась совсем не сценическая драма, назревал раскол МХАТа, который потом и произошел. Работа в театре помогла мне увидеть его жизнь изнутри, взаимоотношения артистов, понять, какой непростой ценой добиваются они порой успеха на сцене, как трудно переживают актеры свою невостребованность. Этот опыт подсказал мне связать себя не с профессиональным театром, а с самодеятельным творчеством.

— Где готовят таких специалистов?

— Я поступила в институт культуры на режиссерское отделение. Мне очень повезло: руководителем моего курса была Лидия Павловна Новицкая. Она щедро отдавала свой богатый опыт ученикам, вкладывая в свое дело всю душу. Нравилось мне и то, что первый год в институте обучались актерскому мастерству. Когда подошло время дипломной работы, я пришла в отдел культуры г. Видное с просьбой разрешить мне поставить спектакль в Доме культуры (я ведь здесь выросла!). Мне разрешили. К тому времени бывший драмкружок, руководители которого очень быстро сменяли друг друга, окончательно развалился. Свою театральную группу я набрала по городским школам, чтобы сделать дипломный спектакль «Девочка и апрель». Комиссия, приехавшая из института на просмотр спектакля, оценила его на отлично.

Вскоре, окончив институт, я поступила на работу в Дом культуры, где мне поручили руководить детским сектором. Тогда же, в 1976 году, осуществилось и мое большое желание создать самодеятельный театр, в него вошла вся группа, занятая в моем дипломном спектакле. С тех пор в театральном коллективе, получившем позже название «Т-ВИД», сменилось не одно поколение актеров.

— О том, насколько успешной все это время была творческая жизнь в коллективе, можно судить по огромному репертуару.

— Всего на счету «Т-ВИДа» около сорока поставленных спектаклей. Мы рады, что в городе Видное нас любят, у нас есть свой зритель, который ждет наши новые спектакли. Почти ежегодно самодеятельный театральный коллектив становится участником творческих конкурсов любительских театров, имеем награды за участие в международных фестивалях. Дипломами за лучшую женскую или мужскую роль отмечены Елена Матренина, Елена Рогозянская, Олег Федоров.

— Лариса Сергеевна, как вы отбираете пьесы?

— За время отпуска я читаю (не поверите!) сорок-пятьдесят пьес. Существует специальная электронная библиотека, которой я пользуюсь постоянно. Прежде всего в выборе новой пьесы советуюсь со своим коллективом, мои артисты хорошо знают вкусы зрителей. Выбираем произведения современные, злободневные, остросюжетные. Учитываем, что зритель приходит на наши спектакли, чтобы посмотреть интересную поучительную историю, а заодно расслабиться, отдохнуть.

Мне как режиссеру важно выбрать такую пьесу, чтобы, играя ее, занять как можно больше актеров. Ведь они для того и ходят на репетиции после рабочего дня, чтобы играть в спектаклях. Сама профессия актера предполагает его работу на сцене. Не всегда, правда, удается это сделать, но все мы понимаем специфику театра: не получил роль сегодня — будет в следующем спектакле.

Большое значение в выборе пьесы играет то, насколько удачным будут соответствовать артисты своим персонажам. Чаще всего, прочитывая пьесу, я уже вижу на месте книжных персонажей своих актеров. Зная их характер, привычки, образ жизни, представить каждого конкретного человека в определенной роли пьесы нетрудно. Такой выбор почти всегда оказывается удачным. Особенно важна в этом смысле роль главного героя, который, как правило, «вывозит» весь спектакль и обеспечивает его успех. Я рада, что в нашей труппе таких артистов много, и мне всегда есть из кого выбрать.

Возможности нашего творческого коллектива ограничены, и мы с этим должны считаться: для театральных постановок у нас не очень большая сцена, нет костюмов для пьес классического репертуара. А еще я должна учитывать, что у нас нет художника-декоратора, художника по свету, гримера, парикмахера — все эти функции я выполняю одна. Слава Богу, такие ограничения не мешают нам выбирать и ставить интересные спектакли в течение нескольких десятилетий. Кроме того, мы каждый год делали новогодние спектакли в Доме культуры, а также представления во Дворце спорта «Елка главы района».

— Каждый, кто знаком с творчеством коллектива «Т-ВИД», особо отмечает тему патриотического воспитания.

— Действительно, это одна из важных для нас тем. Сама я не могу равнодушно смотреть фильмы про войну. «Судьба человека», «Баллада о солдате», «Летят журавли» — это классика отечественного кинематографа. Об этом страшном периоде нашей истории рассказывали и мои родители. Их деревня в Калужской области была оккупирована фашистами осенью сорок первого. Когда немцы вошли в деревню, они выгнали из домов всех жителей в овраг и стреляли поверх голов, чтобы те не вернулись к избам. С того времени прошли десятилетия, но и сейчас те события болью отзываются в сердце каждого русского человека. Мы не можем забыть об этом, и наши дети должны знать, какой ценой завоевано  право спокойно жизнь на родной земле.

Театральный коллектив принимал участие во Всесоюзном смотре самодеятельного художественного творчества, посвященного 40-летию Победы в Великой Отечественной войне с музыкально-литературной композицией «Памяти павших посвящается!» и награжден дипломом Академического Малого театра. В дальнейшем коллектив повторил эту композицию с другим составом к 55-летию Победы в Великой Отечественной войне. Пять лет спустя большой успех имела театрализованная литературно-музыкальная композиция «И все-таки мы победили!». Огромное общественное и патриотическое звучание приобрели поставленные нами спектакли «Рядовые», «Трибунал», «Обелиск». Каждый раз в зале находилось много школьников, и им казалось, что оживший Сашка из «Обелиска», обращается к ним: «Мы стоим и смотрим на вас и верим, что все было не зря, что и в вашу честь салюты прогремят». Как важно, чтобы у каждого подростка от таких слов дрогнуло сердце и перехватило горло, как важно, чтобы эти слова он запомнил навсегда.

— Лариса Сергеевна, ваш театральный коллектив носит звание народный, это звание вы подтверждали неоднократно. Какое значение оно имеет?

— Это признание высокого творческого уровня, большой воспитательной роли. Наш коллектив и по сути является народным, в нем своим любимым делом занимаются экономист и педагог, бухгалтер и юрист, библиотекарь и социальный работник. Самодеятельные артисты и по возрасту самые разные. Татьяна Бакай пришла в коллектив в 1977 году, ветераном «Т-ВИДа» является  Олег Садовский. Рядом с ними на сцене играют 15-16-летние подростки. Кстати, звание народный предполагает в штате единицу ассистента режиссера. Это дало нам возможность создать молодежную и детскую театральные группы.

Вполне уверенно чувствуют себя на сцене молодые артисты Матвей Долотов, Данила Воскобойников. Воспитанница молодежной группы Ульяна Синица поступила во ВГИК. А бывшая участница «Т-ВИДа» Дарья Колпикова после окончания ГИТИСа теперь стала профессиональной актрисой театра «Электра». В нынешнем сезоне мы решили заново поставить спектакль «Девочка и апрель», тот самый, что был в качестве моего дипломного проекта. Главную роль мы доверили 15-летней Насте Колосок, и она с ней отлично справляется. В числе актеров будут и наши ветераны, в том числе Татьяна Степановна Бакай. Зрители вновь встретятся с нестареющей темой молодости, любви, верности, которая всегда учила главным жизненным ценностям.

— Насколько актуален сегодня в артистической среде знаменитый постулат Константина Станиславского «Не верю!»?

— В своей режиссерской работе к системе Станиславского я обращаюсь постоянно. В ней заключены самые главные принципы актерского мастерства. Сцена требует не просто повторения заученного текста, она заставляет проживать судьбу своего персонажа. А это значит, надо прочувствовать каждое его слово, интонацию, движение мысли — и все это донести до зрителя, который тебе поверит. В этом и состоит актерское мастерство: заставить зрителя сопереживать, смеяться или плакать. Ответная энергетика зала дает актеру физическую и эмоциональную силу.

— Нынче идут споры о том, может ли театральный режиссер раздвигать рамки дозволенного. Как вы к этому относитесь?

— Считаю и твердо уверена: театр должен воспитывать чувство прекрасного. Нельзя опускаться до пошлости и нецензурной речи в угоду невзыскательному зрителю или ради выручки в кассе. Таких принципов придерживались мастера нашей отечественной театральной школы, чьи традиции поддерживают и современные выдающиеся режиссеры.

— Лариса Сергеевна, ваша творческая работа связана не только с самодеятельным театром. Вы ведь двадцать пять были директором Дома культуры?

— Когда коллектив ДК избрал меня своим директором, это немало озадачило меня. Огромное хозяйство Дома культуры было к 90-м годам далеко не в лучшем состоянии: текла крыша, лопались трубы, сыпалась штукатурка со стен. Финансовое состояние тоже не радовало. Надо было сохранить не только кружки, секции, студии, но и обеспечить функциональное назначение здания. Короче, было непросто.

Позже заговорили о возможности реконструкции здания и переводе его в муниципальную собственность. Стали готовить проекты для восстановительных работ. Свою задачу я видела и в том, чтобы по прошествии четверти века моего руководства в ДК пришел знающий и заинтересованный в творческой работе человек. Такой человек был: Ирина Владимировна Родителева двенадцать лет занималась со мной в театральном коллективе и работала учителем. Так что мое расставание с директорской должностью не было болезненным.

Преобразился после реконструкции и наш ДК. Теперь это муниципальное учреждение называется Дворцом культуры «Видное». Сюда, как и раньше, ходят заниматься певцы и танцоры, музыканты и любители цирка. В их распоряжении светлые комнаты, оборудованные репетиционные залы, а занятия ведут профессиональные специалисты.

-Завтра во Дворце культуры в честь театрального коллектива состоится праздник. Каким он будет?

На свой 45-летний юбилей «Т-ВИД» соберет коллег из Дворца культуры «Видное» и других территориальных отделов Ленинского городского округа. Готовим премьеру, в которой будут заняты молодые артисты, что мне особенно приятно. Не буду раскрывать деталей премьерного спектакля, скажу только, что в его сюжете отражены многие проблемы сегодняшней жизни. Герои любят, мечтают, сомневаются, находят свое счастье. Надеюсь, мы не разочаруем своего зрителя, которым очень дорожим.

Записала Евгения Сорокина