ИЗДАЁТСЯ С 1931 ГОДА

+7 (495) 541-24-12
Главная » Новости » О смысле Великого поста и о том, что с ним связано, мы беседуем с настоятелем Ильинского храма села Дыдылдино священником Вадимом Мурадовым

О смысле Великого поста и о том, что с ним связано, мы беседуем с настоятелем Ильинского храма села Дыдылдино священником Вадимом Мурадовым

В понедельник, 27 февраля, начинается Великий пост, который закончится в субботу, 15 апреля. Он предшествует Пасхе, является самым строгим и продолжительным для христиан. «Не одни уста должны поститься, - нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело», - назидал святитель Иоанн Златоуст.


Батюшка, зачем нужен Великий пост перед праздником Пасхи. Каков его смысл? Сколько дней он длится? Почему называется Великим?

В одном из своих посланий святой апостол Павел сравнивает путь христианина с тренировкой атлета, который сидит на жесткой диете, усиленно тренируется, соблюдает режим, и все для того, чтобы получить венок, который потом неизбежно увянет. Церковь же призывает нас к духовным усилиям, которые приведут к «венцу нетленному», то есть не к временной радости спортивной победы, а к вечной радости Небес. Чтобы помочь нам в этих усилиях, Церковь устанавливает посты в воспоминание важнейших событий истории спасения. Наиболее важный пост — Великий, который посвящен памяти страданий, смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. И это время особенного духовного сосредоточения.
Продолжительность Великого поста каждый год одинаковая - 7 недель или 48 дней.
В Православной традиции этот период состоит из: Четыредесятницы (сорока дней поста в память об уединении Христа в пустыне перед Его выходом на проповедь), двух праздничных дней (Лазарева суббота и Вербное воскресенье), когда пост немного ослабляется, и шести дней Страстной седмицы. Этот пост называется Великим как ввиду его духовной значимости, так и по причине его продолжительности.

Как давно Церковь установила его?

До III века в разных христианских Церквах верующие по –разному готовились встречать день Святой Пасхи. НО уже в начале V века все поместные Церкви приходят к идее сорокадневного Великого поста как десятины года, и с этого момента продолжительность Святой Четыредесятницы в разных Церквах колеблется от 6 до 8 недель.

Перед началом Великого поста, в Прощёное воскресенье, мы испрашиваем прощения друг у друга, примиряемся со своими близкими. Для чего это необходимо?

Простить — значит лишиться должности прокурора (в своих глазах, и, возможно, в глазах других) и оказаться перед тем фактом, что не только другие, но и мы сами подлежим суду. Поэтому, чтобы прощать, надо принять прощение, — «как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3:13). Священное Писание говорит о том, что наши грехи не будут поставлены нам в осуждение, потому что за них умер Невиновный. Бог больше не вменяет грехи тем, кто пришел ко Христу с покаянием и верой. Обвинительное заключение против нас уничтожено: «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; (Кол.2:14)». Нам надо поверить словам, которые мы услышали на исповеди — «Господь и Бог наш Иисус Христос да простит тебе, чадо, все грехи твои», и жить этим прощением, не вменяя другим их грехи, — как Судия не вменяет нам наши.

В начале и середине Великого поста на богослужении читается великий покаянный канон Андрея Критского. Кем был Андрей Критский, каково значение его канона? Обязательно ли быть в дни прочтения канона в храме?

Андрей Критский (660-740 гг.) - христианский богослов, проповедник и гимнограф, архиепископ города Гортины на Крите.
Лейтмотив канона Андрея Критского - разлука с Богом и тоска по Нему; ощущение, что ты беззащитен перед грехом; понимание, что только праведная жизнь и искренняя молитва к Господу может тебя спасти… По Андрею Критскому, у нас есть единственная возможность вернуться в рай и вновь соединиться с Богом — покаяние.
Быть в храме в дни чтения канона в храме желательно, но, если обстоятельства не позволяют, можно и самостоятельно помолиться с текстом канона в домашних условиях.

Во время Великого поста в храме совершается Таинство Соборования. Всем ли полезно принимать его, или только тяжко болящим?

Порой у людей бывают довольно странные представления о соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как “последнего помазания”, – что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления. Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после соборования. Увы, иногда в сознании людей это Таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к Таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования отчасти сродни Таинству Покаяния в этом смысле.

Многие забывают, что пост – это не только воздержание в еде, но и в сердце, языке, общении, привычном образе жизни. Что запрещается в пост?

Правильнее было бы спросить, что следует делать в Великий пост. Прежде всего, это: разумное распределение времени, прощение обид, усердная молитва, дела милосердия и т.п. Ведь это время дано нам специально как время усиленной работы над собой. Как шанс изменить что-то в себе к лучшему. Сконцентрироваться на своей духовной, внутренней жизни. И те правила, которые Церковь предлагает нам соблюдать в Великий пост, нужны нам как подспорье в достижение этих целей.

Надо ли чаще, чем обычно, бывать в храме, исповедоваться и причащаться во время Великого поста?

Да, конечно! Пост – это время, когда верующие стараются отодвинуть все суетные заботы, а освободившееся время посвятить заботам духовным. Кто молится обычно коротко, старается увеличить своё молитвенное правило. Кто не находит возможностей в течение года читать Священное Писание или труды святых отцов, находит их в этот период. И, конечно же, особое внимание верующие уделяют частому причастию в пост.

Если срываешься во время поста, и уже понятно, что он тебе не по силам, надо ли все же возобновлять его или можно оставить? Могу ли я вместо поста в еде соблюдать пост в образе жизни: отказаться от просмотра телепередач, празднословия по телефону?

Нужно изначально постараться подобрать для себя посильный режим поста. И тогда следовать ему будет проще. Отказаться от просмотра телепередач, празднословия по телефону и т.п. – это тоже проявление нашего поста, что, безусловно, послужит только к пользе и достижению мира в уме и сердце. Отказываться от поста вовсе не стоит. Правильнее – подобрать для себя, посоветовавшись со священником, более соответствующий нашим силам пост.

Если во время поста мне предлагают непостную еду, могу ли я сказать, что пощусь, или лучше не говорить об этом, не ставить себя выше другого человека, не хвалиться своим якобы благочестием?

Все зависит от ситуации. Если ваши родственники или знакомые, знают, что вы поститесь, то, съев скоромное, вы можете их соблазнить. Они решат, что ваша вера и пост — это наносное, от чего вы при случае с легкостью отказываетесь. Апостол Павел говорит, что «если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего». С другой стороны, бывает так, что отказ съесть что-либо, тем более приготовленное для вас, может быть воспринят хозяевами стола как оскорбление и вызовет обиду. В таком случае, лучше пожертвовать одним днем поста, чем человеческими отношениями.

Можно ли во время поста употреблять соевые мясо, сосиски, сыр, молоко, или такие продукты не считаются постными, так как по внешнему виду и даже по вкусу они напоминают обычные, непостные?

С точки зрения Церкви, употребление соевого мяса и других соевых продуктов в пост допустимо, но при условии, что это делается не для "самоублажения" и вы не пытаетесь представить, что это настоящее мясо.

Является ли несоблюдение поста грехом? Кто освобождается от поста?

«Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф15:11) – эти слова Христа обращены к фарисеям в ответ на их претензию, что апостолы, нарушая предания старцев, не умывают рук перед вкушением хлеба. Однако в полной мере слова эти относятся и к тем, кто с пеной у рта осуждает несоблюдающих пост. Пост как особая форма аскезы и выражения скорби существовал еще в ветхозаветные времена. В Новом Завете пост приобретает иной смысл: для христиан он становится одним из способов борьбы с греховными движениями души, средством преодоления собственной греховной природы с целью приближения к Богу. У первых христиан не было чётких установлений относительно соблюдения постов, их продолжительности и строгости – каждая община имела в этом отношении свои традиции. Со временем, с развитием и становлением Церкви как общественного института, возникала необходимость урегулировать и отчасти унифицировать правила жизни христианских общин, упорядочить вопросы внутрицерковной дисциплины, что, конечно, коснулось и постовой практики. Несоблюдение поста как пищевого ограничения не является грехом. Ведь грех - это то, что отдаляет человека от Бога, это нарушение «Божественного замысла» о человеке посредством преступления заповедей или пассивного небрежения ими. Пост же – это установленная Церковью практика, которая не сводится к гастрономическим запретам и может поспособствовать преодолеть грех, однако, сам по себе он не является добродетелью или заповедью. Конечно, несоблюдение пищевых запретов поста – это не грех. Грех – это, к примеру, чревоугодие, которое вполне может проявить себя и на постных продуктах. И напротив, - питаясь скоромным, можно ограничивать себя и свои страсти. Не нужно забывать, что цель поста – именно духовное преображение, и в этот период гораздо важнее наблюдать за движениями души и за тем, что «выходит из уст», чем за рационом.