«Так хочется радовать людей!» Или Во имя умножения любви
Инженеры человеческих душ. Это выражение было очень популярным в начале прошлого века. Изначально оно относилось к педагогам – так их назвал «всесоюзный староста» Михаил Калинин. А затем русский писатель Юрий Олеша назвал инженерами человеческих душ писателей. Сегодня это выражение потеряло былую популярность, но не потеряло своей сути по отношению и к педагогам, и к писателям. А в лице жительницы поселка Измайлово, заслуженного работника образования Московской области, члена Союза писателей России Ларисы Михайловны Гладких – одновременно и педагога, и писателя – оно звучит особенно точно.
Учитель химии и биологии Измайловской школы Лариса Михайловна Гладких в 1993 году победила в Ленинском районном конкурсе «Учитель года» и в этом же году стала победителем конкурса «Учитель года» Московской области. В 2006 году она одержала победу в приоритетном национальном проекте «Образование». Она – автор художественных книг «Кабы я была царица…» (1996), «А после дождя бывает радуга» (2013), «Февраль – почти весна» (2016), «Мелодия для взрослых» (2016), «Я всегда улыбаюсь солнцу» (2019), «Мама, мама, я поймал солнечного зайчика» (2020); соавтор трех книг о детях военного поколения – «Живая память о войне» (2018), «Была война и детство было» (2020), «Печаль и радость военного времени» (2021); автор документальной книги «Матушка с небесными глазами» (2020). Ее рассказы печатались в журналах «Работница», «Русский дом», в православной газете русского Севера «Вера-Эском», в «Видновских вестях». В июне этого года увидела свет новая книга рассказов Ларисы Гладких «У весны ещё всё впереди…». Нынешним летом к ее литературным званиям и наградам (лауреат премии Евгения Зубова, дважды дипломант премии М.М. Пришвина, победитель районного православного конкурса литературного творчества «Благословение», обладатель медали И.А. Бунина, медали А.И. Куприна) добавилась и медаль Ф.М. Достоевского. А еще в этом году у Л. М. Гладких случился юбилей. Так что мы не искали особенных поводов побеседовать с членом ЛИТО им. Ф. Шкулёва Ларисой Михайловной Гладких – они лежали на поверхности.
- Лариса Михайловна, расскажите нашим читателям немного о себе: в какой семье и где вы родились, какое получили образование, где работали?
- Вся моя жизнь связана с родным Подмосковьем. Я родилась и выросла в небольшом поселке недалеко от города Дмитрова. Училась в Орехово-Зуевском педагогическом институте и вот уже тридцать семь лет живу в поселке Измайлово Ленинского района, куда попала по распределению.
- Когда вы написали свой первый рассказ? Что побудило вас к этому?
- Свой самый первый рассказ я, к сожалению, не помню. Наверное, это было еще в школе. Но я хорошо помню, как по просьбе моей учительницы литературы Духлебовой Валентины Антоновны я читала свои сочинения перед всем классом вслух. Но мои одноклассники отказывались верить, что я написала это сама.
- Писатель – это человек, писать которому труднее, чем остальным людям. Вы согласны с этим утверждением классика немецкой литературы Томаса Манна? Что лично вы вкладываете в понятие «писатель»?
- Я никогда не считала и не считаю себя писателем. Я просто люблю сочинять рассказы и радовать ими людей. А писатель – это что-то космическое, звездное, недосягаемое. Среди всех светящихся объектов посчитаю за честь быть простым уличным фонарем, чтобы постараться хоть чуть-чуть осветить прохожим их дорогу в ночи. Говорю это «без чувства личной драмы», как писала замечательная поэтесса, наша землячка Татьяна Мельникова:
На дне глубокой ямы,
Где был отходов сток,
Без чувства личной драмы
Сиял огнем цветок.
Небес над ним – с оконце,
А он себе цветет!
Он очень верил: Солнце
Его и здесь найдет.
- Чтобы написать хорошую книгу, надо выложить в ней всю свою душу. Ваши рассказы – о тонком внутреннем мире человека, о непростых взаимоотношениях между людьми – написаны так искренне и точно, что невольно рождается вопрос: неужели вы все это пережили, прочувствовали?
- Есть такое очень хорошее слово – сопричастность. Вместе с моими героями я радуюсь и плачу, обижаюсь и прощаю, ухожу и возвращаюсь, люблю и ненавижу. Я вместе с ними живу.
- Где вы черпаете идеи, сюжеты для своего творчества? Где находите героев ваших произведений? Какие темы вам близки?
- В моем литературном творчестве очень много соавторов. Это мои родные и близкие люди, знакомые, случайные попутчики, соседи по подъезду. Это природа и весь окружающий меня мир – солнце, небо, радуга… А у дождя, например, в моих рассказах часто бывает даже сольная партия.
- Чтобы стать хорошим писателем, прежде всего нужно стать хорошим читателем. На каких книгах вы выросли? Какие книги любите? Какая книга – самая любимая?
- Мои любимые писатели Ф.М. Достоевский (особенно его роман «Идиот») и А.П. Чехов. Из поэтов очень люблю А.А. Ахматову.
Недавно мне подарили книгу про Александра III «Сильный, державный». Я прочитала и получила огромное удовольствие. Вся книга в восклицательных знаках. Я люблю ставить на полях книги свои ориентиры, как вешки. К этим вешкам можно потом после прочтения возвращаться.
Сейчас море всякой литературы. Но мне иногда кажется, что если в моем книжном шкафу останется всего лишь одна единственная Книга - Святое Евангелие, то мне этого будет вполне достаточно.
- Можно ли научиться ремеслу писателя?
- Писателем надо родиться, а вот автором текста может стать любой человек. Все люди – авторы своих мыслей, своих слов. А какими гениальными авторами бывают порой маленькие дети! Только успевай за ними записывать.
- Помогает ли вам в писательском труде профессия учителя?
- Я очень люблю свою профессию. В моей трудовой книжке всего одна-единственная запись – Измайловская средняя школа. Здесь я проработала учителем химии и биологии тридцать четыре года. К моему большому сожалению, я по состоянию здоровья уже три года как в школе не работаю. Но весь мой педагогический опыт – это тоже источник для вдохновения. Дети, их характеры, их судьбы, их внутренний мир – моя самая любимая тема.
- Продолжите фразу: я пишу для того, чтобы… Американский историк и публицист Дэниэл Бурстин на этот вопрос отвечал так: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Вы согласны с ним? Что вы думаете о современном мире и современном человеке? У нас есть шанс стать лучше? Стремитесь ли вы своим творчеством сделать душу читателя чище?
- Совсем не простая наука - услышать друг друга. Мне очень хочется, чтобы мои рассказы читатели услышали своим сердцем. Я пишу для того, чтобы протянуть руку помощи своим читателям и вселить в них надежду даже в самой безнадежной, на первый взгляд, жизненной ситуации. Знаю, что кому-то мои рассказы реально помогают, а кто-то считает их никому не нужной писаниной. Это значит, кто-то меня услышал, а кто-то нет.
А по поводу современного человека ответ один: нас всех спасет только любовь, которая по словам апостола Павла «… долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…». Умножь во всех нас любовь, Господи…
- Вы написали документальную книгу «Матушка с небесными глазами» - об удивительном для современного мира человеке, схимонахине Соломонии – прихожанке Никольского храма поселка Будённовец Дмитровского городского округа. С какой целью вы решили открыть миру ушедшего из земной жизни человека, о котором люди говорили так: «Там, где была она, с нами был Бог».
- Я встречала в своей жизни много добрых, хороших людей, но таких, как матушка Соломония, я больше не знаю. Матушка – это живая любовь ко всем без исключения. Несмотря на тяжкий крест своей страшной болезни, как же она всех нас любила!
Я никогда бы не дерзнула писать целую документальную книгу о реально жившем на Земле человеке, но меня попросил об этом духовный отец матушки Соломонии иеромонах Симеон. И я взялась за работу по послушанию. Купила себе диктофон и ходила с ним, записывала воспоминания людей, знавших матушку.
Если бы все люди были бы такими же, как матушка Соломония, то на Земле давно бы уже был Рай…
- Вы – соавтор документальных книг о детях военного поколения – жителях Ленинского городского округа. Почему вы решили обратиться к воспоминаниям людей, чье детство пришлось на Великую Отечественную войну?
- Мои родители – дети военного поколения. Папа, Михаил Иванович Скоробогатько, 1931 года рождения, а мама, Надежда Спиридоновна Скоробогатько, 1932 года рождения. Папа был в оккупации в Воронежской области. Мама с семьей жила в Туле недалеко от военного завода, и их постоянно бомбили. Поэтому тема «дети и война» мне очень близка. Первую книгу о детях военного поколения мы написали с моими ученицами – Юлей Бутвилайте и Машей Елагиной. А две другие созданы в соавторстве с заслуженным учителем России Ниной Фёдоровной Климкиной.
Дети военного поколения – это очень сильные духом, мужественные люди, которых я очень люблю. Они дороги моему сердцу. Дети военного поколения и сейчас на передовой в борьбе за справедливость. Они первыми встали на защиту памятника героям Великой Отечественной войны в поселке Измайлово. Этот памятник по чьей-то злой воле оказался на задворках торговых палаток. Победители в страшной войне - на задворках! Только вот услышат ли те, от кого зависит решение этой больной проблемы, голос детей войны и всех жителей поселка Измайлово? Не уверена, но очень надеюсь, что услышат…
- Есть ли у вас обратная связь с читателем?
- Отзывы читателей о моих книгах дают мне какую-то внутреннюю уверенность, что я пишу не зря. Мои книги ждут, их перечитывают, передают из рук в руки. Книги живут уже какой-то своей отдельной от меня жизнью.
- Писать – это значит читать себя самого. Перечитывая свои опубликованные рассказы, вы хотите в них что-то изменить?
- «Над вымыслом слезами обольюсь…» - это как раз про меня. Я часто плачу, перечитывая некоторые свои рассказы. На правах автора, я лишь в двух рассказах через очень много лет изменила судьбу своих двух героинь. Мне вдруг очень захотелось, чтобы эти героини стали счастливыми…
- Генрих Гейне говорил: чтобы писать совершенную прозу, надо обладать также поэтическим талантом. Вы пишете стихи?
- Это самый легкий ваш вопрос. Мой ответ короткий – нет. Я совсем не умею писать стихи. Поэты – это, на мой взгляд, люди с какой-то другой планеты. Они все видят по-другому, они все чувствуют по-другому, они все слышат по-другому. Наверное, стихи – это язык ангелов, а настоящие поэты - потомки этих ангелов или их дальние родственники.
- Вы – лауреат литературно-общественного конкурса Московской городской организации Союза писателей России «Преодоление», в центре внимания которого – жизненные ситуации, в которых человек преодолевает трудности, концентрируя физические и духовные силы, проявляет веру в Бога и в себя. Ваше творчество наполнено подобными сюжетами. Что бы вы посоветовали людям, попавшим в трудные жизненные ситуации?
- Я бы посоветовали никогда не отчаиваться. От ошибок никто не застрахован. Нет такой услуги у страхового агента. Жизнь человека похожа на кардиограмму – то вверх, то вниз, то взлет, то падение. Но всегда после любого падения надо вставать. Обязательно надо вставать, несмотря ни на что. Об этом я и говорю со своими читателями в моих рассказах.
- Вам есть ещё что сказать читателю? Над чем вы работаете сейчас и когда нам ждать вашу новую книгу?
- Мой самый последний на сегодня рассказ называется «Пейзаж с уходящей натурой…». Он все о том же – о вере и о надежде, о терпении и, конечно, о любви. А еще он о том, как пережить боль, как выстоять и не рухнуть в пропасть отчаяния, когда от нас уходят навсегда наши самые дорогие и любимые на свете люди.
Если моя очередная книга когда-нибудь выйдет в свет, то я так ее и назову - «Пейзаж с уходящей натурой…».
Жизнь человека слишком коротка. Всего-то семьдесят или восемьдесят оборотов Земли вокруг Солнца. А творчество расширяет эти границы до бесконечности. Можно посмотреть на этот мир глазами уличного бомжа или брошенного в детском доме ребенка, глазами пожилой одинокой женщины или мужчины, ведущего двойной образ жизни. А можно взглянуть на мир глазами животных. Интересно же, «Что снится бездомной собаке в холодную зимнюю ночь?...». Так один мой рассказ и называется.
Как-то однажды знакомая женщина пожаловалась мне, что совсем не спала всю ночь, потому что ветка сирени стучалась в ее окно. После ее слов у меня сразу же родился вот такой крохотный рассказ о любви, который так и называется:
«Ветка сирени»
В маленькой квартире большого дома раздался телефонный звонок.
- Привет. Это я.
- Слышу.
- Узнала?
- Узнала.
- Ты вспоминала обо мне хоть иногда все эти годы?
- Нет. Не вспоминала.
- Спасибо за откровенность. Ты, как всегда, прямолинейна. А не вспоминала, потому что замуж вышла?
- Нет. Не вышла.
- Тогда, потому что разлюбила меня?
- Нет. Не разлюбила. Просто, чтобы вспоминать, надо сначала забыть. А я о тебе никогда не забывала.
- Докажи.
- Ветка сирени всю прошлую ночь стучала в мое окно, а я почему-то подумала, что это ты, и совсем не спала.
А ты сейчас где? Хочешь, я приеду, прилечу, прибегу к тебе хоть на Северный полюс, хоть на Южный?
- Нет. Не хочу.
- Ты что, женился за эти годы?
- Нет. Не женился.
- Тогда, значит, разлюбил меня?
- Нет. Не разлюбил. Просто никуда ехать, бежать и лететь не надо. Я стою сейчас под твоими окнами и даже вижу ту самую ветку сирени, которая не давала тебе спать.
Всю следующую ночь в окно одной московской квартиры на первом этаже опять стучала та же ветка сирени. В квартире были двое. Мужчина и женщина. Но они никакого стука не слышали. Они лежали на постели, тесно прижавшись друг к другу, и всю ночь решали одну очень важную проблему. Как они назовут мальчика, если у них родится сын. И как они назовут девочку, если у них родится дочка…
Беседовала Этери КОБЕРИДЗЕ