СИТУАЦИИ РАЗНЫЕ, ПОДХОДЫ ОДИНАКОВЫЕ
В какие только ситуации не попадаем мы, являясь потребителями услуг в разных сферах жизнедеятельности – в магазинах, парикмахерских, почтовых отделениях, на транспорте и так далее!
Не всегда оказанные услуги устраивают нас, и мы хотим добиться справедливости. Но здесь нужно соблюдать очень важный, единственно правильный подход – основываться на законодательстве, с которым, признаемся, мы слабо знакомы. Но, как всегда, на помощь приходят специалисты ФБУЗ «Подольский центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» в городах Подольск и Домодедово, Ленинском, Каширском, Серебряно-Прудском, Ступинском городских округах.
– На днях водила свою собаку в ветеринарную клинику. Ей назначили и на месте вкололи лекарство. На мою просьбу о предоставлении сведений о данном препарате ветеринар не смог дать полной информации и продемонстрировать его. Могу ли я требовать предоставления всей информации о назначаемых питомцу лекарствах?
– Да. Согласно пункту 6 Правил оказания платных ветеринарных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998 г. N 898, исполнитель (в данном случае, ветеринарная клиника) обязан предоставлять потребителю в наглядной и доступной форме информацию об оказываемых ветеринарных услугах (выполняемых работах). Эта информация должна находиться в удобном для обозрения месте и в обязательном порядке содержать, в том числе, образцы препаратов, лекарственных средств, средств ветеринарного назначения, применяемых при оказании платных ветеринарных услуг.
– Недавно я письменно обратился в службу такси, где мне некачественно оказали услуги, с письменным требованием о возврате денежных средств. Прошло уже 10 дней, а никакого ответа от них я так и не получил. Установлены ли законом какие-то сроки рассмотрения претензий по услугам легкового такси?
– В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 40 Федерального закона от 08.11. 2007г. №259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", перевозчики, фрахтовщики обязаны рассмотреть предъявленные им претензии и о результатах их рассмотрения уведомить в письменной форме заявителей в течение тридцати дней со дня получения соответствующей претензии. При частичном удовлетворении или отклонении перевозчиком, фрахтовщиком претензии заявителя в уведомлении должно быть указано основание принятия ими такого решения. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.
– Собственник жилого помещения умер. Я жил вместе с ним в этой квартире без регистрации. Наследники имеются, однако официально в наследство ещё не вступили, право собственности на квартиру не зарегистрировано. При этом квартирой покойного они уже пользуются. Кто должен оплачивать коммунальные услуги? Наследники считают, что раз я жил здесь, то и обязан оплачивать коммунальные услуги, пока они официально не вступят в наследство.
– В силу пункта 1 статьи 1152 Гражданского кодекса РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. Принятие наследства осуществляется, в том числе, совершением действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства. Такими действиями, в частности, могут выступать любые действия по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом. Значит, с момента открытия наследства (смерти наследодателя) у наследников возникло право собственности на спорную квартиру, и к ним в порядке универсального правопреемства перешли все права и обязанности, связанные с владением и пользованием данной квартирой, включая и обязанность по внесению платы за жилое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ).
– Когда я обнаружил, что мою квартиру затопили сверху, сразу позвонил в нашу управляющую компанию с требованием о составлении акта затопления и фиксации причинения мне имущественного вреда. Однако в управляющей компании ответили отказом, ссылаясь на то, что я должен сам разбираться с этой проблемой. Правомерны ли в данной ситуации действия управляющей компании?
– Нет. Согласно подпункту «и» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, исполнитель (в вашем случае управляющая компания) обязан организовать и провести проверку с составлением акта, фиксирующего вред, причиненный, в том числе, имуществу потребителя.
– Заказала и оплатила химчистку ковра, но на следующий день решила отказаться от сделки, так как узнала, что за такую цену, прибавив немного денег, могу купить себе новый ковер. Могу ли я отказаться от заказа?
– Да. Согласно пункту 11 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.09.2020г. № 1514, отказ потребителя от исполнения договора об оказании услуг возможен в порядке и случае, которые установлены статьей 782 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 32 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Ваша ситуация подпадает под такие порядок и случаи.
– Недавно я письменно обратился в одно почтовое отделение нашего города, которое некачественно оказало мне услуги (потеряли мою посылку), прошло 8 месяцев после случившегося. Они приняли мою жалобу, но отказали мне, ссылаясь на то, что сроки предъявления претензий по таким обращениям истекли. В течение какого срока могут предъявляться претензия по такому вопросу?
– В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 17.07.1999 г. №176-ФЗ "О почтовой связи" претензии в связи с утратой почтового отправления предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств.
– На днях потребовал в продовольственном магазине книгу отзывов и предложений. Администратор магазин ответила, что ее нет, и иметь ее они не обязаны. Точно помню, что раньше такая книга была во всех магазинах. Прав ли администратор?
– В магазине вам сообщили достоверную информацию. Действующие в настоящее время Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2463, требования об обязанности продавца иметь книгу отзывов и предложений, предоставляемой по первому требованию потребителя, действительно, не содержат.
– Недавно ходила в парикмахерскую на окраску волос, в процессе нанесения красителя на коже головы у меня возникли покраснения и зуд. Обязан ли парикмахер проводить клиентам тест на аллергическую реакцию применяемой краски для окрашивания волос?
- Да, конечно. Согласно пункту 19 Правил бытового обслуживания населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 г. №1514, при оказании парикмахерских услуг перед работой с каждым новым потребителем лицо, оказывающее услугу, обязано вымыть руки с мылом или средством, используемым в качестве мыла. При химической завивке и окраске волос лицо, оказывающее услугу, обязано сделать потребителю биологическую пробу на чувствительность в соответствии с условиями применения и предупреждениями, указанными на этикетке или в инструкции к используемой парфюмерно-косметической продукции.
– Многие собственники нашего многоквартирного дома были неприятно удивлены суммами в платежных документах за содержание и ремонт общего имущества дома. Мы хотели бы узнать у управляющей компании, что было сделано, когда и в каком объеме? Вправе ли мы запросить данную информацию, и в какой срок УК должна нам предоставить ответ?
– В соответствии с пунктом 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, собственники помещений в соответствии с условиями договора управления многоквартирным домом с управляю щей организацией вправе получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен.
Подготовила Этери КОБЕРИДЗЕ