«ДАЖЕ РЕСНИЧКА ДОЛЖНА ТАНЦЕВАТЬ»
Приближается юбилей опытного педагога-хореографа Детской школы искусств посёлка Развилка Александра Семёновича Гуревича. 25 апреля руководителю хореографического ансамбля «Акцент», неоднократно становившегося лауреатом и дипломантом различных конкурсов, смотров и фестивалей всех уровней, исполнится 70 лет.
– Если номер не отрепетирован или хоть один ребёнок танцует не идеально, постановка не попадёт на сцену. Он борется за каждое движение, каждый поворот головы, каждый шаг, – рассказала директор ДШИ посёлка Развилка Ирина Андрушко.
Хореографической жизнь Александра Семёновича стала по воле случая. Как-то в глубоком детстве он гулял с мамой, и вдруг увидели объявление: «Московское хореографическое училище принимает детей на обучение по профессии артист балета». Мама предложила попробовать – и маленький Саша согласился.
Проверку в училище он прошел, однако впереди его ждало не только испытание балетом, но и непонимание друзей во дворе. Мальчишки дразнили за занятия танцами, потому уроки Александр поначалу посещал с неохотой.
– Друзья на футбол, на борьбу, а я… на хореографию. «Балерун, балерун» – это было неприятно. Поэтому я огородами пробирался, чтобы уйти незамеченным, когда ехал на урок, – вспоминает Александр Гуревич. – Нагрузка была, кстати, очень большая. И общеобразовательная школа, и уроки, и народный танец, и классический танец, и репетиции, а также выступления в спектаклях. С утра до ночи был занят. В восемь утра выезжал – в девять вечера только возвращался домой.
Постепенно у мальчика появились тяга и любовь к танцу, удовольствие от того, чем он занимается, и радость, что все удается.
– Преподаватель хвалила. Выделяла из группы только меня и моего одноклассника Николая Фёдорова, ставила нас двоих в пример. Так постепенно я поверил в свои силы и стал относиться к хореографии иначе, – говорит Гуревич.
После учёбы в Московском хореографическом училище он поступил на службу в армию – танковые войска, размещенные в Венгрии. Затем были учеба в ГИТИСе, работа в области техники и радиоэлектроники, участие в ансамбле «Ритмы времени», где Александр Семёновичпознакомился со своей женой – Валентиной Викторовной (сейчас преподаватель танца в ГИТИСе). А следом – переезд в Москву, деятельность в Москонцерте и появление дочки.
– Вся жизнь нашей семьи связана с танцами. Дочь Дашу, когда она подросла, мы тоже отдали в хореографическое училище. Много с ней работали, – с гордостью рассказывает Александр Гуревич. – Когда пришло время выпуска, со всех театров, ансамблей руководители отбирали себе в коллектив танцоров. Даше предложили выбирать место самой, потому что её в свой коллектив хотели все. Она решила пойти в Большой театр. Сейчас уже дорабатывает последний сезон и выходит на пенсию. Параллельно занимается балетом с детьми в Центральной балетной школе под руководством пианиста Дениса Мацуева.
– Самое главное, пытаюсь, чтобы дети не механически делали движения. Я наполняю их внутренне, раскрываю их, чтобы в танце все у ребят шло от сердца. Танец тем и отличается от аэробики, что он одухотворен, а каждое па, движение – это то, о чем ты говоришь. И зритель должен понимать все, что танцор хочет донести. Даже каждая ресничка должна танцевать.
В 2001 году жизнь свела Александра Гуревича с ДШИ посёлка Развилка, директором которой в то время была Наталья Леонидовна Корепанова.
– Она искала преподавателя хореографии. Я сомневался – Московская область, неужели буду там работать. Да, вышел на пенсию, но у меня уже был коллектив в Москве, репетиции, концерты и конкурсные выступления. А тут Детская школа искусств, где нужно поднимать хореографию. Но интересно же! В итоге пришел и остался здесь. Стали работать, сюда пошли дети, были выпуски, успешные ученики. Конкурсы, победы, награды, отчетные концерты!
Завтра, 24 марта, «Акцент» под руководством Александра Семёновича отпразднует своё девятилетие. Опытный балетмейстер привил любовь к классическому и народному танцам уже не одному поколению детей.
– За эти годы у меня здесь занималось много талантливых детей. В частности, горжусь последним выпуском нашей школы искусств, – отметил Александр Гуревич. – Даша Ларионова, Лиза Елизарова, Валерия Милёхина, Ксюша Конош – что-то невероятное. Они так работали и танцевали, что захватывало дух. Эти девочки, к сожалению, не пошли в хореографическое училище. Но «вирус хореографией» ничем не выведешь. Болеть танцем, любить его они будут всегда.
Нынешние ученики Александра Семёновича на каждый урок приходят как на праздник. Выучивать танец, отрабатывать каждое па они готовы часами. Учиться у мастера, который хоть и требовательный, но очень добрый, всегда в радость.
– У нас очень грамотный учитель, давно учит детей хореографии и умеет к каждому найти подход. Он особенный – успевает уделять внимание каждому, помочь раскрыться и полюбить своё дело, – говорит ученица младшей группы Анжелика Ласько. – Я занимаюсь у Александра Семёновича уже пятый год. Сначала была в подготовительной группе, теперь в младшей. На каждый урок всегда хожу с удовольствием. Надеюсь, что в будущем у меня получится стать балериной Большого театра.
– В «Акценте» я уже семь лет. Мы скоро выпускаемся, но я продолжу заниматься танцами даже после выпуска. Мне очень это нравится. Особенно по душе народный танец, – добавляет ученица старшей группы Екатерина Бондарева. – Танцуя, я получаю большое удовольствие и домой после занятий возвращаюсь с хорошим настроением. В этом, безусловно, заслуга педагога. Он очень требовательный, но в то же время добрый и все хорошо и понятно объясняет.
Коллеги и руководство школы называют Александра Семёновича прекрасным педагогом, добрейшим человеком, профессионалом своего дела и очень ценят в нём ревностное отношение к качеству своей работы.
Сейчас коллектив готовится к участию в областном конкурсе народного танца «Подмосковье», проходящем в онлайн-формате. Также в планах ансамбля и его руководителя дать большой концерт из 12 танцевальных номеров на сцене Детской школы искусств посёлка Развилка. И это событие, уверяет Александр Гуревич, не за горами.
Александр ГУРЕВИЧ, руководитель хореографического ансамбля «Акцент»:
– В детях нет никакого притворства, они все очень тонко чувствуют. Ты, как педагог, должен гореть вместе с ними. Показывать, что хореография – это самое интересное в жизни. Но все нужно делать поэтапно. В этом деле через ступеньку не перепрыгнешь.
Виктория ФИЛАТОВА
Фото автора, из личного архива А. Гуревича и из архива ДШИ посёлка Развилка