ИЗДАЁТСЯ С 1931 ГОДА

+7 (495) 541-24-12
Главная » Новости » Актуально » В ИКЦ прошел "Урок мужества", посвященный блокаде Ленинграда

В ИКЦ прошел “Урок мужества”, посвященный блокаде Ленинграда

Ученики 7-х и 9-х классов Видновской школы № 10 побывали в Историко-культурном центре на уроке мужества «900 блокадных дней», посвященном освобождению Ленинграда от блокады немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Урок с использованием документального фильма «Мужеству Ленинграда посвящается», кадров других документальных фильмов, фотографий, стихотворений советских поэтов, писем и воспоминаний наших земляков провела заведующая экскурсионно-массовым отделом ИКЦ Раиса Погорелая.


Город с символическим названием

Гитлер считал, что уничтожение города с таким названием подорвет дух всего советского народа и война станет для немцев победоносной. «После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Необходимо сровнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов. Весной мы проникнем в город, вывезем все, что осталось живое, в глубь России или возьмем в плен» - значилось в секретной директиве фашистского Генштаба, датированной сентябрем 1941 года. Но враг не учел, что для советского народа Ленинград был так же дорог, как и Москва, и не допускалась даже мысль о сдаче северной столицы. А еще не учел истину: кто прав – непобедим. И когда 29 июня 1941 года в Ленинграде была объявлена мобилизация, уже через два часа, не дожидаясь повесток из военкомата, на мобилизационные пункты явилось свыше 90 процентов военнообязанных, а через шесть часов – почти 100 процентов. Пришли даже те, кто не подлежал мобилизации. Кадры военной хроники сохранили их лица – изможденные, но суровые, полные решимости отстоять родной город.

Силы русские


В историю Видновского края навсегда вошел Александр Иванович Якуничев, который в 70-80-е годы прошлого века почти 20 лет был главным редактором районной газеты «Ленинец» (ныне – «Видновские вести»). Его письма с фронта бережно хранит дочь Людмила. Вот что писал Александр Якуничев своей семье 22 июня 1941 года из Ленинграда: «Здравствуйте, папаша! Вот видишь, в какой необыкновенный день я пишу тебе письмо под свежими, так сказать, впечатлениями. Прежде всего, прошу в панику не бросаться, особенно мамаше, и за меня не беспокоиться. Настроение, надо сказать, патриотическое, и чувствую в себе силы русские, если придется переносить трудности, о которых, правда, сейчас говорить рано, так как в Ленинграде более или менее спокойно. Я буду вас информировать по возможности регулярно. Жив, здоров. С приветом, сын Александр». Так и видишь перед собой простого русского солдата, который не пожалеет сил, чтобы спасти Отечество от фашизма. Только тогда еще не было известно, какую страшную цену заплатит за это наш народ.

Существовало только «надо»

Тысячи ленинградцев превращали свой город в крепость. Горожане и колхозники пригородных районов в короткие сроки создали оборонительный пояс противотанковых рвов, построили 15 тысяч дотов и дзотов, 35 км баррикад. Люди работали под артиллерийским огнем, нередко под дождем, в насквозь промокшей одежде, голодные. Но город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию под ожесточенным обстрелом фашистов. Измученные люди находили в себе силы жить и работать. Выходили газеты, издавались книги, выступали писатели, ученые, звучала музыка, работал театр.
Наша землячка Александра Андреевна Капручан, девчонкой работавшая на одном из ленинградских заводов, вспоминала: «Бывало, что по целым неделям мы не выходили с завода. Выпускали продукцию для фронта. Строгость была беспощадная. Отговорок: болит, не болит – ничего не признавали. Существовало только «надо» - и все. Идешь на работу, пробираешься через снег, смотришь – идет впереди мужчина и вдруг замертво падает, а я не могу его никуда оттащить – нет сил. Позже дворники стали собирать всех покойников и вывозили на Пороховую, где была церковь. Выкапывали глубокий ров экскаваторами и туда с самосвалов всех покойников сгружали. У меня была дистрофия первой стадии. Одни кости. Наш бригадир посоветовал нам весной собирать травку «гусиные лапки», ее можно было есть».
А Людмила Ивановна Миренко вспоминала, как вместо хлеба ели торф, его даже продавали на рынке под названием «черный творог». Макали торф в соль и запивали теплой водой. От голода многие умирали.
Производство боеприпасов возросло в 10 раз
В условиях блокады Кировский завод в Ленинграде стал выпускать новый тип мощных танков, которые вступали в бой прямо из его ворот и наводили на фашистов ужас. В цехах рвались снаряды, завод бомбили, вспыхивали пожары, но никто не покидал рабочего места. Причем в непостижимо трудных условиях боевая техника выпускалась на ленинградских предприятиях в возрастающих темпах. В ноябре-декабре 1941 года производство снарядов и мин превышало миллион штук в месяц. О несгибаемой силе духа ленинградцев говорит такой факт: за второе полугодие 1941 года производство боеприпасов в городе возросло в 10 раз по сравнению с первым полугодием!


А дети продолжали учиться


Вместе с отцами, матерями, старшими братьями и сестрами за город сражались и дети. Их самый большой подвиг состоял в том, что они в трудных условиях блокады продолжали учиться. Всему миру сегодня известно имя 11-летней ленинградки Тани Савичевой, которая в своем 9-страничном дневнике поведала всему человечеству о трагедии большой семьи, погибшей от голода в осажденном городе. Ее дневник был представлен на Нюрнбергском процессе в качестве доказательств преступлений фашизма. Девочка находила в себе мужество фиксировать смерть своих родных вплоть до указания часа смерти: «Женя умерла 28 декабря 1941 года в 12 часов дня» - выводила Таня ослабевшими от голода руками, день за днем фиксируя смерть бабушки, Лёки, дяди Васи, дяди Лёши, мамы. «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня» - так завершила свои записи девочка. Ее эвакуировали, но гибельные процессы в ослабшем организме оказались необратимыми, и 1 июня 1944 года Таня Савичева умерла.

С экрана смотрела ожившая история


О многом удалось рассказать школьникам на уроке мужества: о Дороге жизни, связавшей Ленинград с Большой землей и позволившей под вражескими снарядами и пулями подвозить в блокадный город продовольствие, вывозить население и промышленное оборудование в глубь страны; о прорыве блокады 18 января 1943 года силами войск Ленинградского и Волховского фронтов… Кадры военной хроники сегодня смотрятся по-особенному, они заставляют историю «говорить» с нами честно и непредвзято, переосмысливать ее. Весь мир был потрясен мужеством и стойкостью ленинградцев, и, обдумывая урок мужества, понимаешь, почему ленинградцы не покорились.
Участники урока мужества почтили память защитников и жителей блокадного Ленинграда минутой молчания. Хочется верить, что эта минута вместила многое, отозвалась болью и гордостью в сердцах школьников.

Светлана Витальевна ФОМЕНКО, учитель истории, заведующая музеем школы № 10:Вместе с учителем истории Алиной Николаевной Александровой мы привели наших учеников на урок мужества в надежде оживить для них сухие страницы учебника. Думаю, что ребята узнали много нового о блокаде Ленинграда, что их сердца эта тема глубоко затронула. Планируем 28 апреля совершить с учениками, а их будет 126 человек, поездку в Санкт-Петербург, обязательно побываем в Музее блокады Ленинграда и на Пискаревском кладбище, где похоронены многие ленинградцы. История нашей страны должна быть близка молодежи и бережно храниться ею, передаваться из поколения в поколение. Этой цели служит и наш школьный музей, в котором есть экспонаты времен Великой Отечественной войны, и мы дорожим тем, что нам их передали родители наших учеников как дорогие семейные реликвии.

Никита СИГИДИН, ученик 9 «Д» класса Видновской школы № 10:

Для меня тема блокады Ленинграда очень близкая, волнительная, значимая. Мой прадед Сергей Григорьевич Серебряков жил в блокадном Ленинграде и как военный защищал его. В нашей семье бережно хранится старая фотография, где мой прадед, очень худой, стоит в сером плаще с чемоданом на фоне орудия. Он погиб в 1943 году, защищая Ленинград. Я часто думаю о том, что, если бы не война, может, я бы увидел его живым. Мой второй прадед, Григорий Григорьевич Сигидин, тоже участник Великой Отечественной войны, он вернулся живым.
Считаю, что мы, молодые люди, должны помнить о той войне. Мы должны учиться на ошибках и достижениях предыдущих поколений и не забывать о том, что пока жива память – живы наши родные, погибшие в те страшные годы. Нет у нас будущего без памяти и знаний о прошлом.

Этери КОБЕРИДЗЕ